Исследование деформативности узла сателлита планетарной передачи

Авторы

  • Ф. И. Плеханов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • И. А. Блинов Глазовский инженерно-экономический институт (филиал) ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • А. С. Сунцов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-24-27

Ключевые слова:

планетарная передача, деформативность узла сателлита, ограниченный радиальный размер передачи, деформация кручения

Аннотация

Многопоточные планетарные передачи нашли широкое распространение в технике благодаря хорошим технико-экономическим показателям: высокой нагрузочной способности при небольших габаритах и массе, малым потерям мощности на трение, большому передаточному отношению в одной ступени. Существенным недостатком этих передач является неравномерность распределения нагрузки в зацеплениях колес, что вызвано неизбежными погрешностями изготовления и деформациями их звеньев. Однако податливость отдельных элементов передачи (осей и подшипников сателлитов, щек водила) способствует выравниванию нагрузки по сателлитам и их рядам при многорядном исполнении механизма. В связи с этим важно установить степень влияния деформации элементов планетарной передачи на распределение нагрузки в зацеплениях колес и на такой важный технико-экономический показатель, как отношение массы к моменту на выходном валу. Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по сателлитам определялся из решения системы уравнений совместности перемещений с учетом деформации щек водила, подшипников и осей сателлитов. Причем ось сателлита в местах ее сопряжения со щеками водила и кольцом подшипника качения рассматривалась как балка на упругом основании, а щеки водила выполнены с пазами для снижения их жесткости. Таким образом, было установлено, что выполнение щек водила податливыми позволяет снизить коэффициент неравномерности распределения нагрузки по сателлитам на 8-11 %, что благоприятно сказывается на несущей способности привода и его массогабаритных показателях. При ограниченном радиальном размере передачи ее целесообразно выполнить многорядной. Однако в этом случае деформация кручения солнечной шестерни ведет к неравномерному распределению нагрузки по рядам сателлитов. Для предотвращения этого негативного явления предлагается водило выполнить с разными по ширине перемычками, размеры которых подобрать так, чтобы их деформация соответствовала деформации кручения шестерни. Таким образом, использование предложенных конструкций многопоточных планетарных передач при рациональном выборе их параметров позволяет существенно снизить неравномерность распределения нагрузки в зацеплениях колес и улучшить технико-экономические показатели привода.

Биографии авторов

Ф. И. Плеханов, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

доктор технических наук, профессор кафедры «Промышленное и гражданское строительство»

И. А. Блинов, Глазовский инженерно-экономический институт (филиал) ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

кандидат технических наук, доцент кафедры «Специальные инженерные науки»

А. С. Сунцов, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

аспирант

Библиографические ссылки

Kahraman A., Ligata H., Singh A. Influence of Ring Gear Rim Thickness on Planetary Gear Set Behavior // ASME Journal of Mechanical Design, 132, 021002(8), February 2010.

Плеханов Ф. И. Типы и рациональные конструкции планетарных передач // Наука Удмуртии. - 2008. - № 7(26). - С. 123-129.

Технология изготовления редукторов / И. В. Абрамов, В. Г. Осетров, Ю. В. Пузанов, Ф. И. Плеханов, Г. Н. Главатских. - Глазов : Изд-во ГГПИ, 2005. - 208 с.

Пат. 2567973, РФ, МПК F16H1/48. Зубчатая планетарная передача / Ф. И. Плеханов, П. А. Сенюткин, А. Д. Плеханов. - Опубл. 10.11.2015, бюл. № 7.

Плеханов Ф. И., Сунцов А. С. Влияние податливости осей и подшипников сателлитов планетарной передачи на распределение нагрузки по потокам мощности // Известия вузов. Машиностроение. - 2016. - № 3. - С. 3-7.

Загрузки

Опубликован

06.10.2017

Как цитировать

Плеханов, Ф. И., Блинов, И. А., & Сунцов, А. С. (2017). Исследование деформативности узла сателлита планетарной передачи. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 20(3), 24–27. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-24-27

Выпуск

Раздел

Машиностроение и машиноведение