Проблема угасания компетенций как основной барьер на пути становления специалиста
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-2-222-225Ключевые слова:
компетентностный подход, угасание компетенции, функциональная устойчивость компетенции, деятельностный подход, метод проектов, метод интервальных повторений, остаточные знанияАннотация
Поднимается проблема угасания компетенций обучающихся и выпускников, что неизбежно снижает их потенциал специалиста в будущей профессиональной деятельности. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что уровень сформированности компетенций рассматривается как основной результат образования. Описаны причины угасания компетенций, среди которых указывается устранение из жизни человека тех видов деятельности, которые активизировали конкретную компетенцию, утрата ее ценности, взаимное негативное влияние компетенций, когда одна из них подавляет другую. Приведены факторы, позволяющие обеспечить устойчивость компетенций, в том числе тип, структура и уровень сформированности компетенции, а также частота ее востребованности в жизни человека. Среди методов, с помощью которых представляется возможным замедлить процесс угасания компетенций и обеспечить их стабильность, предлагается использование технологий деятельностного подхода, в частности метода проектов, позволяющего интегрировать несколько учебных дисциплин, повысить мотивацию и интерес студентов к будущей профессиональной деятельности, а также использовать данный метод для организации самостоятельной работы обучающихся. Перечислены требования, обусловливающие эффективность метода проектов. Также для замедления процесса угасания компетенций предлагается использование метода интервальных повторений, основанного на закономерностях работы памяти и заключающегося в распределении повторений учебного материала во времени.Библиографические ссылки
Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. CПб. ; М. : Иссл. центр пробл. кач. подг. спец., 2006. 72 с.
Шихова О. Ф., Жуйкова О. В. Индивидуальные образовательные траектории самостоятельной инженерно-графической подготовки студентов в техническом вузе // Образование и наука. 2013. № 9(108). С. 56-70.
Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Критерии качества компетентностно ориентированных педагогических контрольных материалов // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2014. № 1(12). С. 48-52.
Черепанов В. С., Шихов Ю. А. О проблеме фундаментализации инженерного образования: концепция, программно-целевой подход // Вестник ИжГТУ. 2004. № 3.
Исаева Т. Е. Проблема функциональной устойчивости компетенций обучающихся вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 2. С. 59-61.
Кислякова Ю. Г. Квалиметрическая технология диагностики «остаточных знаний студентов» : дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2002. 158 с.
Красавина Ю. В. Организация самостоятельной работы студентов - будущих бакалавров профессионального обучения на основе метода междисциплинарных электронных проектов : дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2017. 218 c.
Волкова М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии : учеб. пособие. Владивосток : Морской гос. ун-т, 2007. 78 с.
Kang S. H. K. Spaced Repetition Promotes Efficientand Effective Learning: Policy Implications for Instruction // Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2016. Vol. 3, no. 1, pp. 12-19.
Rohrer D., Dedrick R.F., Stershic S. Interleaved Practice Improves Mathematics Learning // Journal of Educational Psychology. 2015. Vol. 107, no. 3, pp. 900-908.
Toppino T. C., Gerbier E. About practice: Repetition, spacing, and abstraction // The Psychology of Learning and Motivation. 2014. Vol. 60, pp. 113-189.