Обоснование назначенных технических параметров автомата АК-47

Авторы

  • Л. А. Галаган ИжГТУ имени М. Т. Калашникова
  • Р. Ю. Сахратов ЗАО «Техкрим»

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-51-58

Ключевые слова:

автомат Калашникова АК-47, агрегатные узлы, технические характеристики, обоснование

Аннотация

Почти 70 лет состоит на вооружении Российской армии автомат Калашникова АК-47, являющийся эталоном надежности и безотказности, достигнутыми в ходе длительной жизненной оптимизации. На основе современной теории расчета и проектирования оружия, основанной на привлечении математических моделей внутренней, внешней и раневой баллистики, газодинамической теории течения газа, теории удара, планирования численного эксперимента, обоснована абсолютная состоятельность определяющих технических параметров автомата: - длина ствола для поражения цели на заданной техническим заданием дальности; - элементы циклограммы на участке работы двигателя автоматики; - массы элементов подвижных частей и их соотношение; - место расположения газоотводного отверстия; - параметры газового узла, обеспечившие непревзойденное качество автомата. Назначенная длина ствола основана на безусловном поражении на дальности прямого выстрела 400-600 м, что определено техническим заданием. Обоснован выбор двигателя автоматики с боковым отводом пороховых газов, исключающим выстрел из подвижного ствола в системах с отдачей ствола и повышающим эффективность стрельбы. Элементы циклограммы на участке работы двигателя автоматики найдены на основании планирования численного эксперимента из условия безопасного функционирования гильзы и минимальных потерь скорости движения затворной рамы при отпирании затвора. С привлечением планирования эксперимента с учетом потерь скорости в начале и конце отпирания затвора найдена масса затворной рамы и затвора, а также их соотношение, обеспечивающее минимальные потери вследствие ударов в крайних точках цикла. Обоснованы параметры газового тракта двигателя. Место расположения газоотводного отверстия относительно казенной части ствола обеспечивает сохранение неизменным диаметра отверстия вследствие достижения в этой зоне максимального относительного количества сгоревшего пороха. Параметры газового тракта - диаметр газоотводного отверстия и угол входа в него - обеспечивают потребную скорость в конце работы двигателя, что следует из результатов численного эксперимента.

Биографии авторов

Л. А. Галаган, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова

доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Стрелковое оружие»

Р. Ю. Сахратов, ЗАО «Техкрим»

инженер-конструктор

Библиографические ссылки

Баллистика ракетного и ствольного оружия : учебник для вузов / под ред. А. А. Королева, В. А. Комочкова. Волгоград, 2010. 472 с.

Кулагин В. И., Черезов В. И. Газодинамика автоматического оружия. М. : Машиностроение ; ЦНИИ информации, 1985. 148 с.

Потапов Ю. П. Термогазодинамика автоматического оружия. М. : Машиностроение, 2009. 355 с.

Адлер Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М. : Наука, 1976. 278 с.

Алексеев С. А., Драгунов М. Е., Черный В. Г. Проектирование пистолетов-пулеметов. М. : Информтехника, 2009. 200 с.

Загрузки

Опубликован

16.10.2018

Как цитировать

Галаган, Л. А., & Сахратов, Р. Ю. (2018). Обоснование назначенных технических параметров автомата АК-47. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 21(3), 51–58. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-51-58

Выпуск

Раздел

Статьи