Обоснование назначенных технических параметров автомата АК-47
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-51-58Ключевые слова:
автомат Калашникова АК-47, агрегатные узлы, технические характеристики, обоснованиеАннотация
Почти 70 лет состоит на вооружении Российской армии автомат Калашникова АК-47, являющийся эталоном надежности и безотказности, достигнутыми в ходе длительной жизненной оптимизации. На основе современной теории расчета и проектирования оружия, основанной на привлечении математических моделей внутренней, внешней и раневой баллистики, газодинамической теории течения газа, теории удара, планирования численного эксперимента, обоснована абсолютная состоятельность определяющих технических параметров автомата: - длина ствола для поражения цели на заданной техническим заданием дальности; - элементы циклограммы на участке работы двигателя автоматики; - массы элементов подвижных частей и их соотношение; - место расположения газоотводного отверстия; - параметры газового узла, обеспечившие непревзойденное качество автомата. Назначенная длина ствола основана на безусловном поражении на дальности прямого выстрела 400-600 м, что определено техническим заданием. Обоснован выбор двигателя автоматики с боковым отводом пороховых газов, исключающим выстрел из подвижного ствола в системах с отдачей ствола и повышающим эффективность стрельбы. Элементы циклограммы на участке работы двигателя автоматики найдены на основании планирования численного эксперимента из условия безопасного функционирования гильзы и минимальных потерь скорости движения затворной рамы при отпирании затвора. С привлечением планирования эксперимента с учетом потерь скорости в начале и конце отпирания затвора найдена масса затворной рамы и затвора, а также их соотношение, обеспечивающее минимальные потери вследствие ударов в крайних точках цикла. Обоснованы параметры газового тракта двигателя. Место расположения газоотводного отверстия относительно казенной части ствола обеспечивает сохранение неизменным диаметра отверстия вследствие достижения в этой зоне максимального относительного количества сгоревшего пороха. Параметры газового тракта - диаметр газоотводного отверстия и угол входа в него - обеспечивают потребную скорость в конце работы двигателя, что следует из результатов численного эксперимента.Библиографические ссылки
Баллистика ракетного и ствольного оружия : учебник для вузов / под ред. А. А. Королева, В. А. Комочкова. Волгоград, 2010. 472 с.
Кулагин В. И., Черезов В. И. Газодинамика автоматического оружия. М. : Машиностроение ; ЦНИИ информации, 1985. 148 с.
Потапов Ю. П. Термогазодинамика автоматического оружия. М. : Машиностроение, 2009. 355 с.
Адлер Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М. : Наука, 1976. 278 с.
Алексеев С. А., Драгунов М. Е., Черный В. Г. Проектирование пистолетов-пулеметов. М. : Информтехника, 2009. 200 с.
Загрузки
Опубликован
16.10.2018
Как цитировать
Галаган, Л. А., & Сахратов, Р. Ю. (2018). Обоснование назначенных технических параметров автомата АК-47. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 21(3), 51–58. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-51-58
Выпуск
Раздел
Статьи