К выбору источника замыкающей силы при реализации силового замыкания элементов планетарной плавнорегулируемой передачи
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2021-2-21-32Ключевые слова:
планетарная плавнорегулируемая передача, сателлит, составное центральное зубчатое колесо, силовое замыкание, compound сentral gearАннотация
Силовое замыкание - широко используемый наряду с геометрическим замыканием прием обеспечения неразмыкания (постоянного контакта) рабочих поверхностей высших кинематических пар. В распространенном механизме с высшей кинематической парой - зубчатой передаче с постоянным передаточным отношением - традиционно с большим успехом используется геометрическое замыкание, обеспечивающее в наиболее распространенной эвольвентной передаче как постоянство межосевого расстояния, так и наличие необходимых зазоров (радиального и бокового) в зацеплении. При этом реализация ее функционального назначения не создает никаких предпосылок для применения силового замыкания элементов. В специфической планетарной плавнорегулируемой передаче реализация функционального назначения (изменения передаточного отношения передачи) происходит в результате синхронного радиального перемещения сателлита и секторов центрального зубчатого колеса, сопровождаемого изменением межосевого расстояния. В этом случае также может быть реализовано геометрическое замыкание рабочих поверхностей, но это потребует создания сложного механизма. Силовое замыкание сателлита и секторов центрального зубчатого колеса обеспечивает значительное упрощение конструкции передачи, позволяя при изменении передаточного отношения передачи сообщать управляющее воздействие только одному из ее элементов - сателлиту или секторам центрального зубчатого колеса. Инверсия их кинематических функций (фиксация сателлита от вращения вокруг собственной оси и сообщение центральному зубчатому колесу выходного движения) одновременно развивает тенденцию упрощения конструкции передачи и диктует необходимость, во-первых, использования типа зацепления, исключающего двухпрофильный контакт, и, во-вторых, использования в качестве источника замыкающей силы упругого элемента, не требующего для выполнения своей функции связи с окружающей средой. Если замена в планетарной плавнорегулируемой передаче типа зацепления не является проблемой, то выбор вида и конструкции упругого элемента для силового замыкания представляет собой сложную задачу. В статье описано влияние на конструкцию передачи упругих элементов различных типов: с пружинами сжатия, общим для всех зубчатых секторов торсионом, индивидуальными торсионами, поворотным гидродвигателем.Библиографические ссылки
Разработка динамической модели транспортного средства для апробации алгоритма управления автоматизированной механической трансмиссией Е. И. Торопов, А. С. Вашурин, А. В. Тумасов, Д. А. Бутин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2019. № 3 (51). С. 79-87. DOI: 10.21685/2072-3059-2019-3-7.
Зубчатые передачи и трансмиссии в Беларуси: проектирование, технология, оценка свойств / В. Б. Альгин [и др.] ; под общ. ред. В. Б. Альгина, В. Е. Старжинского. Минск : Беларуская навука, 2017. 406 с.
Альгин В. Б., Поддубко С. Н. Ресурсная механика трансмиссий мобильных машин : монография. Минск : Беларуская навука, 2019. 549 с.
Кузнецов Е. В., Альгин В. Б. Определение тенденций развития многоступенчатых гидромеханических трансмиссий с использованием патентных ландшафтов и их расчетный анализ // Механика машин, механизмов и материалов. 2018. № 2 (43). С. 5-15.
Михалевич Н. Г., Сильченко Н. Н. Анализ современных тенденций в развитии конструкций автоматизированного управления агрегатами трансмиссии // Вестник ХНАДУ. 2016. Вып. 75. С. 54-57.
Белабенко Д. С. Гидромеханические передачи. Опыт создания в ОАО «МЗКТ» и перспективы развития // 7-я Междунар. науч. конф. по военно-техническим проблемам, проблемам обороны и безопасности, использованию технологий двойного применения (Минск, 20-22 мая 2017 г.). Минск : Четыре четверти, 2017. С. 9-16.
Ruan J., Walker P., Zhang N. Comparison of power consumption efficiency of CVT and multi-speed transmissions for electric vehicle. International J. of Automotive Engineering, 2018, vol. 9, no. 4, pp. 268-275. DOI: https://doi.org/10.20485/jsaeijae.9.4_268.
Кучкаров В. В., Демидов Д. В. Исторический обзор развития конструкции коробок перемены передач легковых автомобилей // Вестник Брянского государственного технического университета. 2017. № 1 (54). С. 125-132.
Метод расчета планетарно-цевочной передачи / А. С. Иванов, М. М. Ермолаев, А. В. Чиркин, Ю. В. Синицына // Машиностроение и техносфера XXI века : сб. тр. XXII Междунар. науч.-техн. конф. (Севастополь, 14-19 сентября 2015 г.). Донецк : ДонНТУ, 2015. С. 151-157.
Пономарев С. Д., Андреева Л. Е. Расчет упругих элементов машин и приборов. М. : Машиностроение, 1980. 326 с.
Худорожков С. И., Захлебаев Е. Л. Механическая бесступенчатая импульсная передача для современной малогабаритной транспортной техники // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Машиностроение. 2015. № 3 (226). С. 152-162.
Юркевич А. В., Терешин А. В., Солдаткин В. А. Расчет внешней характеристики механического трансформатора момента с использованием аппроксимирующих функций // Вестник КГУ. Технические науки. 2014. Т. 9, № 2. С. 11-15.
Дорофеев В. Л. Применение метода фиктивной нагрузки для решения проблемы расчета контактных напряжений // Современное машиностроение. Наука и образование. 2016. № 5. С. 390-401.
Рудицын М. Н., Артемов П. Я., Любошиц М. И. Справочное пособие по сопротивлению материалов / под общ. ред. М. Н. Рудицына. 3-е изд., перераб. и доп. Минск : Вышэйшая школа, 1970. 630 с.
Великанов С. А. Основные законы развития технических систем в сочетании с прогнозированием развития технических систем // Молодой ученый. 2018. № 21 (207). С. 26-33.
Панова Е. С. Особенности развития организационных и технических систем в условиях инновационной экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7, № 2. С. 61-68. DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.2.61.68.