Определение влияния температуры на продольные напряжения в рельсах с использованием эффекта акустоупругости

Авторы

  • Л. Н. Степанова Сибирский государственный университет путей сообщения
  • А. Н. Курбатов Сибирский государственный университет путей сообщения
  • С. И. Кабанов Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина
  • С. А. Бехер Сибирский государственный университет путей сообщения
  • В. В. Чернова Сибирский государственный университет путей сообщения

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2025-3-64-74

Ключевые слова:

ультразвук, неразрушающий контроль, тензометрия, акустоупругость, рельс, продольное напряжение, бесстыковой путь

Аннотация

Контроль железнодорожного рельсового пути относится к одной из основных работ, необходимых для обеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок, как в нашей стране, так и за рубежом. В современных условиях обеспечение безаварийной работы железной дороги связано с решением задач по определению продольных напряжений в рельсах, вызванных большой протяженностью бесстыкового пути, повышением скорости перевозок, увеличением грузооборота и влиянием температуры окружающей среды. На продольные напряжения в рельсах большое влияние оказывает температура. Из-за отсутствия температурной компенсации в закрепленном бесстыковом пути рельсовые плети не могут свободно расширяться и сжиматься при ее изменении. Превышение допустимых продольных напряжений в рельсах может вызывать появление и развитие усталостных трещин, разрушение рельсового пути и аварийные ситуации, что может привести к их температурному выбросу, потере устойчивости и изгибу. Поэтому разрабатываются современные методы неразрушающего контроля и диагностические микропроцессорные системы, совершенствуется программное обеспечение к ним. Среди известных методов неразрушающего контроля наибольшее распространение получили акустические методы (ультразвуковой и эффект акустоупругости). Принцип действия эффекта акустоупругости основан на зависимости продольных напряжений от скорости упругих ультразвуковых волн. В настоящей работе осуществлялось определение влияния температуры на продольные напряжения в рельсах. При использовании эффекта акустоупругости регистрировались продольные, поперечные и трансформированные волны при нормальных условиях, а также при положительных и отрицательных температурах окружающей среды. При этом основным измеряемым параметром является время распространения ультразвукового сигнала от излучателя до приемника через участок рельса. Исследования показали, что скорости упругих волн уменьшаются при нагревании материала рельса и определяются в основном температурными зависимостями модулей упругости. Информация, получаемая при контроле рельсов, записывалась в микропроцессорную систему «Акуст-1», работающую на основе эффекта акустоупругости. Для подтверждения результатов, получаемых этой системой, использовалась тензометрия. Контроль продольных напряжений осуществлялся сертифицированной многоканальной микропроцессорной тензометрической системой ММТС-64.01 класса точности 0,2. Предложена схема контроля продольных механических напряжений в рельсах с использованием продольных, поперечных и трансформированных волн. Для контроля высоты рельса дополнительно между излучающим и приемным наклонными преобразователями устанавливался раздельно-совмещенный прямой преобразователь. Разработанный акустический способ контроля на основе эффекта акустоупругости позволяет определять механические напряжения в рельсах с погрешностью, не превышающей 10 %, что допустимо для его практического применения на железной дороге.

Биографии авторов

Л. Н. Степанова, Сибирский государственный университет путей сообщения

доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Физические методы контроля»

А. Н. Курбатов, Сибирский государственный университет путей сообщения

старший преподаватель кафедры «Физика, электротехника, диагностика и управление в технических системах»

С. И. Кабанов, Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник сектора по разработке акустико-эмиссионной и тензометрической аппаратуры

С. А. Бехер, Сибирский государственный университет путей сообщения

доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физика, электротехника, диагностика и управление в технических системах»

В. В. Чернова, Сибирский государственный университет путей сообщения

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Физика, электротехника, диагностика и управление в технических системах»

Библиографические ссылки

Степанова Л. Н., Курбатов А. Н., Тенитилов Е. С. Исследование продольных напряжений в рельсах с использованием эффекта акустоупругости на действующем участке железнодорожного пути // Контроль. Диагностика. 2019. № 2. С. 14-21. DOI: 10.14489/td.2019.02.pp.014-021

Тензометрия в транспортном машиностроении : монография / А. Н. Серьезнов, Л. Н. Степанова, С. И. Кабанов [и др.]. Новосибирск : Наука, 2014. 272 с.

Муравьев В. В., Якимов А. В., Казанцев С. В. Распределение остаточных напряжений и скорости головной волны в рельсах // Фундаментальные проблемы современного материаловедения. 2019. Т. 16, № 3. С. 370-376. DOI: 10.25712/ASTU.1811-1416.2019.03.013

Оценка влияния внешних факторов при ультразвуковом контроле напряженно-деформированных состояний / М. Я. Марусина, А. В. Федоров, В. А. Быченок, И. В. Беркутов // Измерительная техника. 2016. № 11. С. 23-26.

Пискарев В. Д. Неразрушающий контроль остаточного ресурса металлических деталей и узлов для объектов машиностроения // Технология легких сплавов. 2011. № 1. С. 81-85.

Лазерно-ультразвуковая диагностика остаточных напряжений / М. Я. Марусина, А. В. Федоров, В. А. Быченок, И. В. Беркутов // Измерительная техника. 2014. № 10. С. 34-37.

Никитина Н. Е., Смирнов В. А. Новая технология определения механических напряжений в металлоконструкциях на основе явления акустоупругости // В мире неразрушающего контроля. 2009. № 1 (43). С. 26-28.

Беляев А. К., Полянский В. А., Третьяков Д. А. Оценка механических напряжений, пластических деформаций и поврежденности посредством акустической анизотропии // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика. 2020. № 4. С. 130-151. DOI: 10.15593/perm.mech/2020.4.12

Муравьев В. В., Тапков К. А. Оценка напряженно-деформированного состояния рельсов при изготовлении // Приборы и методы измерений. 2017. Т. 8, № 3. С. 263-270. DOI: 10.21122/2220-9506-2017-8-3-263-270

Никитина Н. Е. Акустоупругость. Опыт практического применения : монография. Н. Новгород: ТАЛАМ, 2005. 208 с.

Никитина Н. Е., Камышев А. В., Козачек С. В. Применение метода акустоупругости для определения напряжений в анизотропных трубных сталях // Дефектоскопия. 2015. № 3. C. 51-60.

King R.D., Fortunko C.V. (1983) Determination of in-plane residual stress state in plates using horizontally polarized shear waves. Journal of Appl. Phys., no. 54 (6), pp. 3027-3035.

Reale S., Pezzati A., Vangi D. (2005) Thermic tensity monitoring with ultrasonic technique in the long-welded rails. Ingegneria Ferroviaria, 60 (12), pp. 991-998.

Зверев Б. Н. О методах измерения усилий в плетях // Путь и путевое хозяйство. 1997. № 10. С. 19-22.

Gokhale S. (2007) Determination of applied stresses in rails using the acoustoelastic effect of ultrasonic waves. M.Sc Thesis. Texas A & M University, 112 p.

Vangi D., Virga A. (2007) A practical application of ultrasonic thermal stress monitoring in continuous welded rails. Experimental mechanics, vol. 47, pp. 617-623.

Gokhale S., Hurlebaus S. (2008) Monitoring of the stress free temperature in rails using the acoustoelastic effect. Review of Quantitative Nondestructive Evaluation, vol. 27, pp. 1368-1373.

Ультразвуковая система для определения продольных механических напряжений в рельсах / Л. Н. Степанова, С. И. Кабанов, А. Н. Курбатов [и др.] // Датчики и системы. 2023. № 1. С. 31-39. DOI: 10.25728/datsys.2023.1.5

Определение напряжения сжатия в рельсе с использованием эффекта акустоупругости и тензометрии / Л. Н. Степанова, А. Н. Курбатов, С. И. Кабанов [и др.] // Контроль. Диагностика. 2021. Т. 24, № 7. С. 14-23. DOI: 10.14489/td.2021.07.pp.014-023

Исследование продольных напряжений в железнодорожных рельсах методом акустоупругости / Л. Н. Степанова, А. Н. Курбатов, С. А. Бехер [ и др.] // Деформация и разрушение материалов. 2023. № 2. С. 33-40. DOI: 10.31044/1814-4632-2023-2-33-40

Хлыбов А. А., Углов А. Л., Рябов Д. А. Об особенностях использования явления акустоупругости при контроле напряженного состояния анизотропного материала технических объектов при отрицательных температурах // Дефектоскопия. 2021. № 1. С. 23-32. DOI: 10.31857/S0130308221010036

Контроль термонапряжений в железнодорожных рельсах методом акустической тензометрии / В. М. Бобренко, М. П. Брандис, В. Т. Бобров, В. Ф. Тарабрин // В мире неразрушающего контроля. 2018. Т. 21, № 3. С. 73-76. DOI: 10.12737/article_5b8cf9d14a7692.92384182

Дорофеев Я. В., Овчинников Д. В., Покацкий В. А. Системы контроля напряженного состояния рельсовых плетей // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 167-170.

Тапков К. А. Моделирование напряженно-деформированного состояния дифференцированно термоупрочненных рельсов // Интеллектуальные системы в производстве. 2018. Т. 16, № 2. С. 78-83. DOI: 10.22213/2410-9304-2018-2-78-83

Загрузки

Опубликован

04.10.2025

Как цитировать

Степанова, Л. Н., Курбатов, А. Н., Кабанов, С. И., Бехер, С. А., & Чернова, В. В. (2025). Определение влияния температуры на продольные напряжения в рельсах с использованием эффекта акустоупругости. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 28(3), 64–74. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2025-3-64-74

Выпуск

Раздел

Статьи