Метод индексации базовой цены: мотивационная модель формирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
DOI:
https://doi.org/10.22213/2410-9304-2022-1-49-55Ключевые слова:
государственный оборонный заказ, государственное регулирование цен, метод индексации базовой цены, мотивационная модель ценообразованияАннотация
В статье рассматривается относительно новый метод формирования цены на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа: метод индексации базовой цены. Особенностью метода индексации базовой цены является наличие законодательно определенных условий его применения, а также раскрытая в самом названии суть метода, заключающаяся в применении метода индексации к цене продукции целиком. Метод индексации базовой цены рассматривается как альтернативный затратному методу, который по настоящее время является основным при заключении государственных контрактов на поставку продукции единственным поставщиком. Мотивационная составляющая метода направлена на инициативное сокращение затрат поставщиком. При применении затратного метода расчет плановой прибыли осуществляется по формуле рентабельности «1 + 20». Считается, что поставщик не заинтересован в сокращении затрат на производство продукции, так как это снижает сумму прибыли в абсолютном значении. При применении метода индексации базовой цены мотивационный эффект должен достигаться ввиду отсутствия декомпозиции плановой цены по статьям затрат при одновременном наличии права на сохранение дополнительной прибыли, формирующейся за счет сокращения затрат поставщика. В работе смоделированы расчеты цен методом индексации базовой цены и затратным методом. Целью исследования является выявление возможностей получения при заключении контрактов с применением метода индексации базовой цены дополнительной прибыли - основного мотивирующего фактора при осуществлении производственной деятельности. В заключении статьи сформулирован вывод о мотивации производителя продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа по цене, рассчитанной методом индексации, к сокращению затрат не столько в связи с возможностью получения дополнительной прибыли, но, скорее, в связи с необходимостью сохранения уровня рентабельности, получаемого при ценообразовании затратным методом.Библиографические ссылки
Балашова Е. С., Мачин И. И. Проблемы затратного метода в государственном оборонном заказе // Современные проблемы инновационной экономики. 2020. № 7. С. 10-15. DOI 10.52899/ 9785883036186_10.
Левчук К. С., Абрамова Л. С. Проблематика ценообразования на продукцию государственного оборонного заказа в судостроении // Вектор экономики. 2021. № 3 (57).
Мешков А. Н. Проблемы ценообразования в сфере государственного оборонного заказа и пути их решения // Военный академический журнал. 2020. № 2(26). С. 143-151.
Чепеленко О. А., Чарупа В. М. Правовое регулирование ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Проблемы формирования и согласования цен // Судостроение. 2019. № 1(842). С. 53-60.
Бакулина А. А., Топчий П. П. Построение модели ценообразования на продукцию ОПК с применением математических методов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 9 (192). С. 74-79.
Гузикова Л. А., Колесников А. М., Шагун В. И. Совершенствование моделей ценообразования в сфере государственного оборонного заказа // Актуальные проблемы экономики и управления. 2019. № 4(24). С. 75-81.
Рогожина Н. В. Проблемы ценообразования на продукцию «гражданского» и «оборонного» значения в оборонно-промышленных комплексах // Экономика предприятий, регионов, стран: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 ноября 2020 года. Пенза : Наука и Просвещение, 2020. - С. 242-245.
Шамхалов Ф. И., Канкулов М. Х. Совершенствование ценообразования на продукцию предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2018. № 2. С. 34-40.
Гункин Е. М. Гармонизация экономических интересов государственного заказчика и предприятий оборонно-промышленного комплекса // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 1-1. С. 10-16.
Ельшин В. А., Ельшина Т. А. Пути развития системы ценообразования на оборонную продукцию // Радиопромышленность. 2019. № 4. С. 73-78. DOI 10.21778/2413-9599-2019-29-4-73-78.
Глебовской В. А. Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования ценообразования на товары, обеспечивающие исполнение гособоронзаказа // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 07 сентября 2021 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 59-62.
Кангур Ю. В., Палкина Е. С. Новации в системе государственного регулирования цен на продукцию судостроения // Современные проблемы инновационной экономики. 2020. № 7. С. 78-90. DOI 10.52899/9785883036186_78.
Сидлецкая В. В. Проблемы ценообразования при формировании государственного оборонного заказа // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 9. С. 13-17.
Ростовцев С. А. Влияние показателей прогноза социально-экономического развития на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий ОПК // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2018. № 2-1. С. 43-48.
Интервью с заместителем руководителя ФАС России Максимом Овчинниковым по вопросу внедрения мотивационной модели ценообразования в сфере государственного оборонного заказа. URL: https://fas.gov.ru/content/interviews/2099.
Бурцева Т. А., Казарьян К. А. Современные подходы к государственному регулированию ценообразования по ГОЗ // Экономическая безопасность: современные вызовы и поиск эффективных решений: материалы всероссийской научно-практической конференции, Москва, 19 ноября 2020 года. Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. С. 923-930.
Бочкарев О. И., Тюлин А. Е., Асанова Е. А. Жизненный цикл деятельности организаций ОПК: от фискальной экономики к мотивационной // Экономические стратегии. 2019. Т. 21, № 7 (165). С. 6-25. DOI 10.33917/es-7.165.2019.6-25.