Совершенствование системы управления вуза на основе оптимизации процессов на уровне структурных подразделений

Авторы

  • Е. В. Приймак Казанский национальный исследовательский технологический университет
  • И. С. Разина Казанский национальный исследовательский технологический университет
  • Н. Г. Бикеева Казанский государственный энергетический университет

DOI:

https://doi.org/10.22213/2413-1172-2024-3-26-37

Ключевые слова:

оптимизация, процессный подход, образовательная деятельность, система управления

Аннотация

Процессный подход является основным элементом менеджмента в организации. При этом одним из ключевых аспектов этого подхода является обеспечение наглядности (прозрачности) объекта управления (организации или системы) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания. Процессный подход к управлению организацией высшего образования основан на делении образовательной деятельности на составляющие, что позволяет подразделять процессы на основные, управленческие и обеспечивающие и привести процессы в соответствие с целями организации. Исследование основано на изучении опыта российских организаций, представленного в научной литературе, с опорой на международные стандарты в области менеджмента качества ИСО серии 9000. В основе процессного подхода к управлению лежит понимание самого процесса деятельности как совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, использующих ресурсы и преобразующих входы в выходы. Рассмотрены и проанализированы функции института в общей системе вуза, описаны процессы деятельности с применением методологии IDEF0 и на основе экспертной оценки выявлены наиболее значимые процессы, для которых составлены карты процессов. На основе оценки удовлетворенности потребителей и выявления сильных и слабых сторон с использованием инструмента SWOT-анализа выявлены возможности по совершенствованию деятельности института и пути стратегического развития. Практическая значимость исследования связана с тем, что результаты работы могут быть использованы Казанским национальным исследовательским технологическим университетом для оптимизации внутренних процессов институтов, а также для совершенствования процессов вуза в целом.

Биографии авторов

Е. В. Приймак, Казанский национальный исследовательский технологический университет

кандидат химических наук, доцент кафедры аналитической химии, сертификации и менеджмента качества

И. С. Разина, Казанский национальный исследовательский технологический университет

кандидат химических наук, доцент кафедры медицинской инженерии

Н. Г. Бикеева, Казанский государственный энергетический университет

старший преподаватель кафедры информационных технологий и интеллектуальных систем

Библиографические ссылки

Приймак Е. В., Бикеева Н. Г. Оптимизация процессов вуза: возможности функционально-стоимостного подхода // Компетентность. 2024. № 5. С. 18-24. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-5-18-24

Семенов В. П., Медведева М. В., Подлевских М. Г. Критерии оценки результативности и эффективности высшего образовательного учреждения в условиях цифровой трансформации // Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 140-149. DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-140-149

Процессная модель - основа совершенствования функционирования деятельности структурного подразделения вуза / А. А. Мусина, Н. Г. Николаева, С. М. Горюнова, Н. В. Котова // Вестник Технологического университета. 2024. Т. 27, № 2. С. 88-94. DOI: 10.55421/1998-7072_2024_27_2_88

Лукашенко Д. В. Процессная модель обеспечения качества образовательного процесса в образовательной организации силового ведомства // Естественные и технические науки. 2023. № 8 (183). С. 132-135.

Косемян С. Э. Некоторые аспекты моделирования процессов в вузе // Качество. Инновации. Образование. 2020. № 6 (170). С. 22-27. DOI: 10.31145/1999-513x-2020-6-22-27

Функциональная модель интегрированной системы управления учебным процессом вуза / Н. Н. Клеванский, А. В. Перетятько, А. А. Леонтьев В. С., Мавзовин, И. В. Воронкова // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 6. С. 48-55. DOI: 10.17513/snt.39630

Специфика системы менеджмента качества в вузе / Г. А. Грибина, Н. А. Дубровин, А. А. Жидков, К. С. Гордеев, А. М. Воронцов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 (117). С. 17.

Ибрагимова Л. А., Бабурина О. Н. Разработка и совершенствование процессов системы менеджмента предприятия с использованием нотации BPMN 2.0 // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2018. Т. 21, № 3. С. 91-99. DOI: 10.22213/2413-1172-2018-3-91-99

Антипов Д. В., Губанова О. Г. Процессный подход в определении модели учета и анализа затрат на качество // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2023. Т. 26, № 3. С. 41-52. DOI: 10.22213/2413-1172-2023-3-41-52

Нурмаганбет Е. Т., Аманиязова Г. Д. Анализ базовых управленческих процессов современного университета // Yessenov Science Journal. 2020. Т. 37, № 1. С. 53-58.

Гаранин М. А., Сандлер Д. Г. Система поддержки принятия управленческих решений в университете на примере группы процессов «Наука и инновации» // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 527-543. DOI: 10.32744/pse.2020.3.38

Головина Т. А., Остроухова Д. К. Бизнес-процессы образовательных услуг в условиях модернизации экономики и новых вызовов // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17, № 3. С. 184-210. DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-3-184-210

Казурова Д. В., Чекайкин С. В. Процессный подход - один из важнейших принципов построения СМК // Современные информационные технологии. 2021. № 33 (33). С. 89-92. DOI: 10.46548/21vek-2021-1054-0065

Бурнашева Э. П., Осипов В. А. Процессный подход и бережливое управление как инструменты оптимизации деятельности вуза // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 3. С. 13-17.

Артемьев А. В., Ельшин Л. А. Разработка и обоснование использования процессной модели управления университетом в современных условиях // Казанский экономический вестник. 2020. № 2 (46). С. 87-97.

Денисов Д. Ю., Томорадзе И. В., Быкова А. В. Внедрение процессного подхода в управление высшим учебным заведением // Экономика и предпринимательство. 2021. № 7 (132). С. 1210-1214. DOI: 10.34925/EIP.2021.132.7.220

Беденко Н. Н., Сергеева М. Г. Менеджмент образовательных услуг в системе высшего образования. Часть 2 // Профессиональное образование и общество. 2021. № 1 (37). С. 8-88.

Беденко Н. Н., Сергеева М. Г. Менеджмент образовательных услуг в системе высшего образования. Часть 1 // Профессиональное образование и общество. 2020. № 4 (36). С. 15-127.

Семенов В. П. Методы управления качеством образовательных услуг в техническом университете // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2021. Т. 1. С. 47-48.

Современный вуз как организационно-экономическая система: пути ее самосовершенствования и развития / Л. Д. Старикова, М. П. Бородин, Г. Р. Царева, В. А. Шалунова, А. В. Белов // Современное педагогическое образование. 2024. № 4. С. 46-49.

Соловьев В. П., Перескокова Т. А. О концепции развития инженерного образования // Инженерное образование. 2022. № 32. С. 119-131. DOI: 10.54835/18102883_2022_32_11

Загрузки

Опубликован

07.10.2024

Как цитировать

Приймак, Е. В., Разина, И. С., & Бикеева, Н. Г. (2024). Совершенствование системы управления вуза на основе оптимизации процессов на уровне структурных подразделений. Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 27(3), 26–37. https://doi.org/10.22213/2413-1172-2024-3-26-37

Выпуск

Раздел

Статьи