Совершенствование системы управления вуза на основе оптимизации процессов на уровне структурных подразделений
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2024-3-26-37Ключевые слова:
оптимизация, процессный подход, образовательная деятельность, система управленияАннотация
Процессный подход является основным элементом менеджмента в организации. При этом одним из ключевых аспектов этого подхода является обеспечение наглядности (прозрачности) объекта управления (организации или системы) посредством его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания. Процессный подход к управлению организацией высшего образования основан на делении образовательной деятельности на составляющие, что позволяет подразделять процессы на основные, управленческие и обеспечивающие и привести процессы в соответствие с целями организации. Исследование основано на изучении опыта российских организаций, представленного в научной литературе, с опорой на международные стандарты в области менеджмента качества ИСО серии 9000. В основе процессного подхода к управлению лежит понимание самого процесса деятельности как совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, использующих ресурсы и преобразующих входы в выходы. Рассмотрены и проанализированы функции института в общей системе вуза, описаны процессы деятельности с применением методологии IDEF0 и на основе экспертной оценки выявлены наиболее значимые процессы, для которых составлены карты процессов. На основе оценки удовлетворенности потребителей и выявления сильных и слабых сторон с использованием инструмента SWOT-анализа выявлены возможности по совершенствованию деятельности института и пути стратегического развития. Практическая значимость исследования связана с тем, что результаты работы могут быть использованы Казанским национальным исследовательским технологическим университетом для оптимизации внутренних процессов институтов, а также для совершенствования процессов вуза в целом.Библиографические ссылки
Приймак Е. В., Бикеева Н. Г. Оптимизация процессов вуза: возможности функционально-стоимостного подхода // Компетентность. 2024. № 5. С. 18-24. DOI: 10.24412/1993-8780-2024-5-18-24
Семенов В. П., Медведева М. В., Подлевских М. Г. Критерии оценки результативности и эффективности высшего образовательного учреждения в условиях цифровой трансформации // Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 140-149. DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-140-149
Процессная модель - основа совершенствования функционирования деятельности структурного подразделения вуза / А. А. Мусина, Н. Г. Николаева, С. М. Горюнова, Н. В. Котова // Вестник Технологического университета. 2024. Т. 27, № 2. С. 88-94. DOI: 10.55421/1998-7072_2024_27_2_88
Лукашенко Д. В. Процессная модель обеспечения качества образовательного процесса в образовательной организации силового ведомства // Естественные и технические науки. 2023. № 8 (183). С. 132-135.
Косемян С. Э. Некоторые аспекты моделирования процессов в вузе // Качество. Инновации. Образование. 2020. № 6 (170). С. 22-27. DOI: 10.31145/1999-513x-2020-6-22-27
Функциональная модель интегрированной системы управления учебным процессом вуза / Н. Н. Клеванский, А. В. Перетятько, А. А. Леонтьев В. С., Мавзовин, И. В. Воронкова // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 6. С. 48-55. DOI: 10.17513/snt.39630
Специфика системы менеджмента качества в вузе / Г. А. Грибина, Н. А. Дубровин, А. А. Жидков, К. С. Гордеев, А. М. Воронцов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 (117). С. 17.
Ибрагимова Л. А., Бабурина О. Н. Разработка и совершенствование процессов системы менеджмента предприятия с использованием нотации BPMN 2.0 // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2018. Т. 21, № 3. С. 91-99. DOI: 10.22213/2413-1172-2018-3-91-99
Антипов Д. В., Губанова О. Г. Процессный подход в определении модели учета и анализа затрат на качество // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2023. Т. 26, № 3. С. 41-52. DOI: 10.22213/2413-1172-2023-3-41-52
Нурмаганбет Е. Т., Аманиязова Г. Д. Анализ базовых управленческих процессов современного университета // Yessenov Science Journal. 2020. Т. 37, № 1. С. 53-58.
Гаранин М. А., Сандлер Д. Г. Система поддержки принятия управленческих решений в университете на примере группы процессов «Наука и инновации» // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 527-543. DOI: 10.32744/pse.2020.3.38
Головина Т. А., Остроухова Д. К. Бизнес-процессы образовательных услуг в условиях модернизации экономики и новых вызовов // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17, № 3. С. 184-210. DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-3-184-210
Казурова Д. В., Чекайкин С. В. Процессный подход - один из важнейших принципов построения СМК // Современные информационные технологии. 2021. № 33 (33). С. 89-92. DOI: 10.46548/21vek-2021-1054-0065
Бурнашева Э. П., Осипов В. А. Процессный подход и бережливое управление как инструменты оптимизации деятельности вуза // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 3. С. 13-17.
Артемьев А. В., Ельшин Л. А. Разработка и обоснование использования процессной модели управления университетом в современных условиях // Казанский экономический вестник. 2020. № 2 (46). С. 87-97.
Денисов Д. Ю., Томорадзе И. В., Быкова А. В. Внедрение процессного подхода в управление высшим учебным заведением // Экономика и предпринимательство. 2021. № 7 (132). С. 1210-1214. DOI: 10.34925/EIP.2021.132.7.220
Беденко Н. Н., Сергеева М. Г. Менеджмент образовательных услуг в системе высшего образования. Часть 2 // Профессиональное образование и общество. 2021. № 1 (37). С. 8-88.
Беденко Н. Н., Сергеева М. Г. Менеджмент образовательных услуг в системе высшего образования. Часть 1 // Профессиональное образование и общество. 2020. № 4 (36). С. 15-127.
Семенов В. П. Методы управления качеством образовательных услуг в техническом университете // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2021. Т. 1. С. 47-48.
Современный вуз как организационно-экономическая система: пути ее самосовершенствования и развития / Л. Д. Старикова, М. П. Бородин, Г. Р. Царева, В. А. Шалунова, А. В. Белов // Современное педагогическое образование. 2024. № 4. С. 46-49.
Соловьев В. П., Перескокова Т. А. О концепции развития инженерного образования // Инженерное образование. 2022. № 32. С. 119-131. DOI: 10.54835/18102883_2022_32_11
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Елена Валентиновна Приймак, Ирина Сергеевна Разина, Наталья Геннадьевна Бикеева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.