Эволюция понятия «эффективность»
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2017-3-103-106Ключевые слова:
эффективность, результативность, общая, внешняя, внутренняя эффективность, критерии эффективности, адаптивность, гибкость, конкурентоспособность, инновационность, оперативность, экономичность, организованностьАннотация
На основе анализа семантических понятий и обобщения исследований проблемы эффективности рассмотрены основные этапы развития понятия «эффективность». В контексте представлений о доминирующих факторах эффективности организационной системы рассмотрены идеи представителей западной и российской научных школ управления. Изложено авторское понимание общей эффективности с точки зрения внешних и внутренних факторов как состояние организационной системы, которое может быть оценено в конкретное время с помощью различных критериев, отражающих экономический и социальный полезные результаты. При этом утверждается, что общая эффективность может быть обеспечена только при достижении внешней и внутренней эффективности. Главными критериями внешней эффективности являются адаптивность, гибкость и конкурентоспособность; внутренней - инновационность, оперативность, экономичность и организованность.Библиографические ссылки
Гудова Е. А. Эффективность с «человеческим лицом»: эволюция понимания эффективности в теории организаций // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 1. - С. 231-239.
Бабынина Л. С. Производительность и эффективность труда: современные модели управления // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2008. - № 6. - С. 21-26.
Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Бабынина Л. С. Экономика труда : учебник : в 2 т. / Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова. - М., 2007. - Т. 2.
Синк Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. - М. : Прогресс, 1989. - С. 12.
Прокопенко И. И. Управление производительностью труда : практическое пособие. - Киев : Тэхника, 1990. - С. 17.
Международный стандарт МЭК 50-90. Надежность и качество услуг.
Международный стандарт ISO серии 9000:2000.
Хайниш С. В. Нестандартные ситуации : Практикум для хозяйственных руководителей. - М. : Экономика, 1992. - С. 49.
Бабынина Л. С. Теоретические подходы к эффективности менеджмента // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 кн. (Москва, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 19-20 февраля 2016 г.). - Кн. 1. - С. 43-47.
Митрофанова Е. А., Зеленцов А. Б. Механизм влияния социально-трудовых отношений на эффективность бизнеса : монография. - М. : Изд. дом ГУУ, 2015. - С. 82.
Евдокимова Т. В. Анализ генезиса теоретических подходов к понятию оценки эффективности // Вестник Томск. гос. ун-та. Экономика. - 2013. - № 3.
Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке. - М. : Вильямс, 2004.