Проблемы и перспективы подготовки инженерных кадров для машиностроительной отрасли
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-3-230-235Ключевые слова:
подготовка квалифицированных кадров, школа, абитуриент, вуз, предприятие, специалист, общество, государство, взаимодействие, информация, востребованностьАннотация
Представлены научные предпосылки, направленные на совершенствование социальных отношений при подготовке в высших учебных заведениях квалифицированных кадров для конкурентоспособных машиностроительных предприятий. Обозначены требования к уровню подготовки и производственные направления подготовки специалистов, социальные, материальные и профессиональные перспективы развития и роста, связи с учебными и научными учреждениями в области технического, материального, научного и педагогического сотрудничества по подготовке кадров для машиностроения. Показана последовательность формирования компетенций, требований к специалисту со стороны общества и производства. Рассмотрены условия, обеспечивающие реализацию установленных требований в условиях современного высшего образования. Представлена логика технологического подхода, описывающая начальные и текущие факторы, оказывающие существенное влияющие на конечный результат - обучение квалифицированных специалистов в машиностроительной отрасли. Каждый варьируемый фактор, влияющий на систему, рассмотрен в статье отдельно с учетом его специфических особенностей. Подробно представлены связи и структурные компоненты процесса с оценкой их влияния на формирование специалиста на разных уровнях подготовки с целью определения рассмотренных положений предлагаемой визуальной схемы совокупности отношений в каузальной диаграмме, известной как диаграмма Исикавы. Показаны долгосрочная и адаптивная способность разработанной схемы, возможность численной оценки для оптимизации текущих ситуаций.Библиографические ссылки
Янюшкин А. С., Поскребышев В. А. Интеграция системы «общество - производство - вуз» при подготовке специалистов // Химия и химическая технология. 2006. № 4. С. 21-22.
Янюшкин А. С., Лобанов Д. В. Роль НИРС в подготовке квалифицированных кадров // Сучасна освiта та iнтеграцiйнi процеси: досвiд, проблеми, перспективи : матерiали Всеукраiнськоi науково-методичноi конференцii 17 листопада 2010 року. Частина II / за ред. С. В. Ковалевського. Краматорськ : ДГМА, 2010. С. 209-211.
Гартфельдер В. А. Интеграция потенциалов промышленных предприятий и учреждений образования на примере машиностроительного факультета Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 194-196.
Селиверстова Л. В. Некоторые проблемы преподавания высшей математики студентам машиностроительного факультета // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2015. Вып. 17. С. 150-154.
Александров А. Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3(58). С. 7-13.
Кураков В. Л., Александров А. Ю., Кураков А. Л. Инновационные подходы к реформированию профессионального образования в современных демографических условиях // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С. 497-505.
Александров А. Ю. О работе Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования : материалы учеб.-метод. конф. Чебоксары, 2010. С. 4-6.
Александров А. Ю., Захарова А. Н., Николаев Е. Л. Формирование личностной конкурентоспособности будущего профессионала в условиях классического университета // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5. С. 480-487.
Картузова Т. В., Картузов А. В., Селиверстова Л. В. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов технических направлений по математике // Современное научное знание: теория, методология, практика : сборник науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. Смоленск : Новаленсо, 2017, С. 58-60.
Гартфельдер В. А., Секлетина Л. С. Интеграция региональных потенциалов для подготовки инженерных кадров // Сетевое взаимодействие как эффективная технология подготовки кадров : материалы всерос. (с международным участием) науч.-метод. конф. Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет, 2015. С. 31-34.
Горина Е. Е., Морозова А. В., Шикина Е. А. Профориентация в решении проблем диспропорций в сфере занятости и обеспечения рынка труда инженерными кадрами // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6-1(51). С. 121-125.
Александров А. Ю. Организация учебного процесса в вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 111-115.
Селиверстова Л. В., Картузова Т. В. Использование элементов системы Moodle в балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов // АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1(18). С. 181-183.
Интегрированные структуры подготовки инженерно-технических кадров для инновационных секторов региональной экономики / А. Ю. Александров, В. А. Гартфельдер, В. Г. Ковалев, А. А. Судленков // Высшее образование в России, 2014. № 11. С. 81-90.
Киричек А. В., Морозова А. В. Формирование модели оценивания уровня сформированности компетенций специалиста машиностроительного профиля // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2012. № 2-3(292). С. 127-133.
Морозова А. В. Модель многоуровневого долевого оценивания компетентности специалиста технического профиля // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 4-2. С. 381-383.
Ищенко Е. Новые подходы к формированию университетской образовательной среды // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 66-69.
Стажков С. Некоторые аспекты реформирования российской инженерной высшей школы // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 50-53.
Степанов Ю. С., Рабинович М. И. О проблемах получения рейтинговых оценок деятельности преподавателей, кафедр и факультетов во внутривузовской системе управления качеством образования // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6. С. 53-57.