Ресурсный потенциал диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях военно-гражданской интеграции
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2018-4-51-59Ключевые слова:
ресурсный потенциал, диверсификация предприятий ОПК, критерии оценки, шкалы оценкиАннотация
Обоснована актуальность развития практических методов и инструментов диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в частности ресурсного потенциала. Проведен анализ видов и определений потенциала, предложенных различными авторами, сформулировано определение ресурсного потенциала предприятий ОПК. Предложены составляющие ресурсного потенциала предприятий ОПК: управленческий потенциал, персонал, информационно-коммуникационная система предприятия, финансовые ресурсы, производственно-технологические ресурсы, маркетинговые ресурсы предприятия. Сформулированы требования, которым должен удовлетворять ресурсный потенциал диверсификации предприятий ОПК: обеспечение развития стратегического характера бизнеса на рынках продукции гражданского и двойного назначения (ПГДН), развития инноваций на предприятиях ОПК, развития гибкости и мобильности предприятий ОПК, работы с рынками ПГДН. Обосновано использование модели дифференцированной оценки ресурсного потенциала, предложены критерии и шкалы оценки в рамках экспертного метода. Предложен способ визуализации результатов оценки, позволяющий идентифицировать наличие на предприятии различных групп ресурсов для реализации программ диверсификации.Библиографические ссылки
Смирнова М. В. Организационный потенциал промышленного предприятия и методы его оценки с целью повышения качества менеджмента : автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. СПб. : СПбГУТиД, 2006. 18 с.
Табурчак П. П., Микитась М. А. Механизм устойчивого развития предприятия с использованием его организационного потенциала // Отраслевая экономика. 2012. № 4.
Денисова А. Л., Уляхин Т. М. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества. Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2006. 120 с.
Соколов Д. В., Мартынов Л. М., Морозов А. Н. Управление организационными изменениями. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 170 с.
Широкова Г. В. Управление изменениями в российских компаниях. СПб. : Изд-во Высшей школы менеджмента, 2009. 480 с.
Мельник М. В. Маркетинговый анализ. М. : Рид Групп, 2011. 384 с.
Павлова А. В. Методология управления изменениями в организации машиностроительного производства : автореф. дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.05, Казань : КНИИТУ-КАИ, 2011. 48 с.
Голубев С. С., Чеботарев С. С. Методологические подходы к эффективной реализации стратегических программ импортозамещения // Экономика: внешняя и внутренняя динамика. 2017. № 7. URL: http://www.inesnet.ru/article/metodologicheskie-podxody-k-effektivnoj-realizacii-strategicheskix-programm-importozameshheniya