Разработка антропоморфного стоматологического симулятора на базе робота Robo-C
DOI:
https://doi.org/10.22213/2413-1172-2023-4-13-22Ключевые слова:
лингвистическая база, кейс, Smart-зуб, Smart-челюсть, Robo-C, симуляторАннотация
Приведен анализ применения роботов (симуляторов) в образовании. Выделены перспективные направления их развития, такие как реалистичность, интерактивность, адаптация и персонализация. Рассмотрены особенности применения симуляторов в стоматологии. Определены главные недостатки имеющихся симуляторов в стоматологии, а именно отсутствие коммуникативной составляющей и имитации поведения пациента. За основу антропоморфного стоматологического симулятора взят робот Robo-C, который представляет собой уникальное сочетание передовых технологий и человеческой мимики, что позволяет ему общаться с людьми, воспроизводить движения разными частями тела и выражать эмоции. В качестве стоматологической компоненты созданы и внедрены в систему управления Robo-C: Smart-челюсть, включающая камеры и датчик температуры, и Smart-зуб, включающий датчик давления. Модернизирована система управления Robo-C с учетом Smart-челюсти и Smart-зуба, что позволило связать процесс лечения зубов с сервоприводами робота через его лингвистическую базу. Описан процесс анализа данных, полученных с камер Smart-челюсти, с помощью нейросети. Предложена двухступенчатая схема классификации дефектов зубов и доказана ее эффективность. Лингвистическая база содержит набор правил, с помощью которых устройства (микрофон, динамики, сервоприводы, Smart-челюсть, Smart-зуб) взаимодействуют друг с другом. Приведен пример составления правила лингвобазы. Лингвистическая база, Smart-челюсть и Smart-зуб настраиваются под один из четырех кейсов: лечение кариеса, препарирование зуба под коронку, удаление зуба, эндодонтическое лечение. Контроль качества лечения осуществляется с помощью комплексной оценки коммуникационного взаимодействия с роботом и анализа данных Smart-челюсти и Smart-зуба. Приведен пример работы в одном из кейсов. Антропоморфный стоматологический симулятор, представленный в статье, позволяет применять новые технологии в обучении стоматологов, а также проводить симуляцию различных стоматологических манипуляций, что значительно улучшит практическую подготовку студентов к работе с пациентами.Библиографические ссылки
Карташев В. А., Карташев В. В. Диалог человека и робота по заданному сценарию // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. 2022. № 101. С. 1-14. DOI: 10.20948/prepr-2022-101. EDNSRDPLV.
Kokoulin A.N., Kokoulin R.A. (2022) The Hierarchical Approach for Image Processing in Objects Recognition System: Proc. of the 2022 Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2022, St. Petersburg, January 25-28, 2022. St. Petersburg, 2022, pp. 340-344. DOI: 10.1109/ElConRus54750.2022.9755654. EDN MVCVOR.
Воробьева С. А. Методы распознавания речи // Молодой ученый. 2016. № 26(130). С. 136-141. EDN XCHXSV.
Григоренко А. А., Каратун С. М. Распознавание речи с использованием нейронных сетей // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 34. С. 553-559. EDN SSOBMH.
Zhang X.L., Luo Z.G., Li M.J. (2014) Journal Of Computer Science and Technology, Springer, November 2014, vol. 29, iss. 6, pp 1072-1082. DOI: 10.1007/s11390-014-1491-0
Стоматологический антропоморфный робот. Новая эра в имитации врачебных манипуляций и клинического приема / О. О. Янушевич, А. А. Ташкинов, Н. В. Минаева [и др.] // Cathedra - Кафедра. Стоматологическое образование. 2021. № 78. С. 64-67. EDN USYKQC.
Интерактивная цифровая платформа и киберфизические системы медицинского образования / С. Д. Арутюнов, А. А. Южаков, Я. Н. Харах [и др.] // Пародонтология. 2022. Т. 27, № 4. С. 318-326. DOI: 10.33925/1683-3759-2022-27-4-318-326. EDN VTOFWY.
Разработка комплекса "Антропоморфный стоматологический робот" с элементами искусственного интеллекта для имитации врачебных манипуляций и коммуникации "врач - пациент" / Н. Б. Асташина, А. А. Байдаров, С. Д. Арутюнов [и др.] // Пермский медицинский журнал. 2022. Т. 39, № 6. С. 62-70. DOI: 10.17816/pmj39662-70. EDN CNJATY.
Стоматологический симулятор на базе робототехнического комплекса с интегрированной смарт-челюстью / С. Д. Арутюнов, А. А. Южаков, Я. Н. Харах [и др.] // Российский стоматологический журнал. 2023. Т. 27, № 1. С. 63-70. DOI: 10.17816/dent115139. EDN LMGDRW.
Мосина А. А., Соболева О. В. О возможности использования текстов-примитивов для организации диалога "человек - робот" // Перевод, реклама и PR в современной коммуникации. 2020. Т. 1. С. 51-57. EDN VKEEZI.
Гасумова С. Е., Портер Л. Роботизация социальной сферы // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10, № 1. С. 79-94. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-10006. EDN EWWFHX.
Вронский А. С., Аверков О. С., Байдаров А. А. Роботы диагносты - новый взгляд на профилактику и профилактические осмотры // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 4(26). С. 27-29. EDN AHWTZC.
Анализ информационного и математического обеспечения для распознавания аффективных состояний человека / А. А. Двойникова, М. В. Маркитантов, Е. В. Рюмина [и др.] // Информатика и автоматизация. 2022. Т. 21, № 6. С. 1097-1144. DOI: 10.15622/ia.21.6.2. EDN TALRUF.
Дьяченко Е. В. Симулированный пациент, или Пациент-робот в обучении врачей профессиональному общению - единство противоположностей // Виртуальные технологии в медицине. 2021. № 3(29). С. 137-138. EDN NCZLYH.
Ксембаев С. С., Мусин И. Н., Салахов А. К. Зубочелюстной тренажер "Dentafit" - инновация для улучшения стоматологического здоровья // Уральский медицинский журнал. 2018. № 6(161). С. 59-61. DOI: 10.25694/URMJ.2018.04.097. EDN YMSKRF.
Гушанский С. М., Горбунов А. В., Переверзев В. А. Применимость квантовых нейронных сетей для задач распознавания и обнаружения образов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2019. № 3(246). С. 59-68. EDN WTKSGO.
Мальцева А. П., Касаткина Н. М., Солтис В. В. Проблемы разработки и использования VR-симуляторов в системе подготовки учителей // Поволжский педагогический поиск. 2022. № 2(40). С. 78-86. DOI: 10.33065/2307-1052-2022-2-40-78-86. EDN CNVRCK.
Галиакберова А. А., Галямова Э. Х., Матвеев С. Н. Методические основы проектирования цифрового симулятора педагогической деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 3(32). С. 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-2. EDN EUCXLZ.
Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 255-276. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-255-276. EDN HYRSLG.
Жигалова О. П. Учебные симуляторы в системе профессионального образования: педагогический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 1(34). С. 109-112. DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0026. EDN AGLSYQ.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Александр Анатольевич Южаков, Сергей Дарчоевич Арутюнов, Наталия Борисовна Асташина, Андрей Александрович Байдаров, Игорь Игоревич Безукладников, Сергей Александрович Сторожев
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.