ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-4-44-52Ключевые слова:
оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ, государственное регулирование экономики, специальная военная операция, национальная оборонаАннотация
Акцентируется внимание на проблемах обеспечения национальной безопасности государства, всегда актуальных для нашей страны, на усилении их значимости в связи с происходящими в мире изменениями. Определена чрезвычайная важность государственного планирования и бюджетного контроля над исполнением государственного оборонного заказа, поскольку через него перераспределяются значительные бюджетные ресурсы, и его основные показатели определяют количественные и качественные характеристики вооружения. С конца февраля 2022 г. экономика России оказалась в изменившихся внешнеполитических условиях. Отмечена необходимость внесения серьезных корректив в государственное регулирование деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые являются основой обеспечения национальной безопасности нашей страны ввиду затянувшейся фазы специальной военной операции на Украине и жесткого санкционного давления стран Западной Европы и США. Подчеркивается необходимость поиска новых решений задач по наращиванию выпуска вооружений и военной техники, поиску дополнительных производственных мощностей. Увеличение количества военнослужащих в условиях частичной мобилизации обязывает предпринимать дополнительные меры по выполнению гособоронзаказа. Проанализированы принятые в течение 2022 г. ключевые решения по регулированию и совершенствованию экономических отношений в сфере государственного оборонного заказа а также динамика государственных расходов на национальную оборону и обозначены перспективы их дальнейшего роста. Выделены следующие основные направления по совершенствованию финансовых отношений в сфере государственного оборонного заказа на 2023-2024 гг.: обязанности и ответственность исполнителей, ценообразование, закупочные процедуры и банковское сопровождение. Делается вывод о необходимости проведения дальнейших научных исследований по оценке финансовой эффективности принятых решений в рамках государственного планирования и бюджетного контроля в сфере гособоронзаказа.Библиографические ссылки
Исполнение федерального бюджета // Министерство финансов Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g (дата обращения: 02.07.2022).
Динамика расходов федерального бюджета // Электронный бюджет : единый портал бюджетной системы Российской Федерации. 2013-2022. URL: http://budget.gov.ru/Бюджет (дата обращения: 02.07.2022).
Статистика: Расходы России на оборону // Руксперт. URL: https://ruxpert.ru/Статистика: Расходы_России_на_оборону#cite_note-13 (дата обращения: 02.07.2022).
Фролов А. Н. Гособоронзаказ-2019. Что в итоге? // Россия в глобальной политике. 2020. URL: https://globalaffairs.ru/articles/gosoboronzakaz-2019-chto-v-itoge/#_ftn12 (дата обращения: 09.07.2022).
Гособоронзаказ в 2022 г. вырастет на 600-700 млрд рублей // Интерфакс. 2022. URL: https://www.interfax.ru/business/845699 (дата обращения: 15.09.2022).
Григорьев М. Н., Сидоров Е. А. Закупочная деятельность предприятий ОПК в условиях масштабного применения антироссийских экономических и политических санкций // Логистические системы в глобальной экономике. 2022. № 12. С. 80-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49178652 (дата обращения: 02.11.2022).
Горюнова А. А. Влияние антироссийских санкций на выполнение задач, стоящих перед оборонно-промышленным комплексом России // Власть. 2021. № 2. С. 299-304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-antirossiyskih-sanktsiy-na-vypolnenie-zadach-stoyaschih-pered-oboronno-promyshlennym-kompleksom-rossii (дата обращения: 07.11.2022).
Разработанный ФАС России закон обяжет участников гособоронзаказа обосновывать стоимость поставляемой продукции // Федеральная антимонопольная служба : офиц. сайт. URL: https://fas.gov.ru/news/31989 (дата обращения: 09.11.2022).
Утвержден перечень документов, представляемых в Минобороны при обосновании цен // Контрактный центр. 2022. 30 июля вступает в силу приказ Министра обороны от 8 июня 2022 г. № 329. URL: https://contract-center.com/utverzhden_perechen_dokumentov_predstavlyemyh_v_minoborony_pri_obosnovani_cen (дата обращения: 29.09.2022).
ФАС России предоставит прокуратуре данные о нарушителях в сфере гособоронзаказа // Федеральная антимонопольная служба : офиц. сайт. URL: https://fas.gov.ru/news/32222 (дата обращения: 27.10.2022).
Рогатин С. И. Направления совершенствования регулирования экономических отношений в сфере государственного оборонного заказа // Управленческое консультирование. 2022. № 7. С. 128-136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-regulirovaniya-ekonomicheskih-otnosheniy-v-sfere-gosudarstvennogo-oboronnogo-zakaza (дата обращения: 08.11.2022). DOI 10.22394/1726-1139-2022-7-128-136
Власти планируют разработать индекс для расчета цен на продукцию гособоронзаказа // ТАСС. 2022. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/15050829 (дата обращения: 29.10.2022).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Ю В Севрюгин, А П Стяжкина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.