К ВОПРОСУ О ВНУТРИФИРМЕННОМ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ

Авторы

  • О. Б. Главатских Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • Н. Н. Пушина Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-1-5-13

Ключевые слова:

социологическое исследование, этапы и методы обучения, внутрифирменное обучение, производственные рабочие

Аннотация

В статье представлены результаты проведенного социологического исследования, целью которого является выявление недостатков существующей системы внутрифирменного обучения производственных рабочих машиностроительного предприятия. Описаны цели, задачи, методы, используемые в ходе социологического исследования, необходимость которого обусловлена тем, что изменяются условия работы современных промышленных предприятий, ускоряется развитие научно-технического прогресса, происходит цифровая трансформация производственных процессов на предприятиях. Отмечено, что успешная реализация данных процессов невозможна без формирования соответствующих компетенций у производственных рабочих, которые могут формироваться как в системе профессионального обучения за пределами предприятия, так и в рамках внутрифирменного обучения. Определена основная идея формирования и корректировки системы внутрифирменного обучения персонала, состоящая в том, чтобы сформировалась возможность подготовки рабочих кадров непосредственно на местах без отрыва от основного производственного процесса. Подчеркнуто, что несмотря на накопленные теоретические и практические знания об организации обучающего процесса на производстве, существует необходимость его углубленного исследования для разных категорий работников и систематизации этого материала. Обобщая результаты проведенного исследования особенностей функционирования системы внутрифирменного обучения, сделан вывод о ее несовершенстве и необходимости модернизации в части используемых на предприятиях машиностроения методик, оперативности подачи материала, ориентированности на решение практических запросов от работников цехов, возможности использования полученных навыков на производстве, новизне преподаваемого материала. На основе данных, которые получены в результате социологического исследования, предложен ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы организационного обучения рабочих кадров на машиностроительном предприятии.

Биографии авторов

О. Б. Главатских, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономика и управление организацией

Н. Н. Пушина, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономика и управление организацией

Библиографические ссылки

Фитц-енц Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала: монография / пер. с англ. [М. С. Меньшикова, Ю. П. Леонова]; под общ. ред. В. И. Ярных. Москва: Вершина, 2006. 320 с. ISBN 5-9626-0013-4. EDN: QQXVLR

Эйюбов М. Н. Разработка системы внутреннего обучения персонала // Инновационные технологии управления: сб. ст. по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. 2019. № 2. С. 84-87. EDN: XQMKOJ

Борисов А. Ф., Трофимова Т. А., Кузнецов А. Л. Управление развитием человеческого капитала в коммерческой компании // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2022. Т. 11. С. 16-19. DOI: 10.12737/2305-7807-2022-11-1-16-19. EDN: HTFKFX

Чуча А. О. Обучение персонала как фактор повышения трудового потенциала // Современные тенденции инновационной экономики: сб. материалов конф. Омск: Омск. гос. техн. ун-т, 2019. С. 123-126. EDN: XRCIRR

Матюнин Л. В., Чекан А. А. Основные тенденции в сфере корпоративного обучения персонала // Мировые цивилизации. 2021. Т. 6. № 1. С. 101-108. URL: https://wcj.world/PDF/18ECMZ121.pdf (дата обращения: 30.11.2023). EDN: NOZLXP

Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, Е. Г. Коновалова, О. Л. Чуланова. Москва: ИНФРА-М, 2020. 156 с. DOI: 10.12737/852. EDN: SXJXXX

Полякова Е. В., Пушина Н. Н. HPBP на производстве // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2020. № 1 (40). С. 59-61. EDN: XBDZEI

Иванова Л. Н., Салатова К. М. Организация корпоративного обучения персонала на промышленном предприятии // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. 2021. Т. 1. № 1. С. 132-138. DOI: 10.52899/9785883036230_132. EDN: DGRRDJ

Иванова В. Е., Марголина Ж. Б. Формы и методы внутрифирменного обучения наставников // Специфика педагогического образования в регионах России. 2019. № 1 (12). С. 33-34. EDN: RBLJMZ

Менеджмент персонала: развитие концепции: монография / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. В. Манахов, П. Х. Катабай. Москва: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2021. 340 с. ISBN 978-5-7307-1860-9. EDN: IKJKGP

Войниченко И. А. Пушина Н. Н. Оценка персонала как элемент системы управления персоналом // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2020. № 1 (40). С. 17-19. EDN: XHUOXI

Зоткина И. А. Система оценки результативности внутрифирменного обучения работников // Евразийское научное объединение. 2019. № 10 (56). С. 471-473. EDN: UJVPMF

Губачев Н. Н., Титов В. Н. Государственные программы развития кадрового потенциала: монография. Москва: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2022. 208 с. ISBN 978-5-00181-289-0. EDN: SRDLXU

Троянская А. И., Прасолов М. И. Роль человеческого фактора в системе управления персоналом в условиях цифровой трансформации // Вестник Удмуртского университета. Серия "Экономика и право". 2022. Т. 32. № 1. С. 88-94. DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-1-88-94

Цифровая трансформация процессов повышения квалификации персонала АО "Омутнинский металлургический завод" / О. Б. Главатских, А. И. Троянская, М. И. Прасолов, Е. В. Царева // Глобальный научный потенциал. 2021. № 1 (118). С. 109-111. EDN: UAIMNQ

Загрузки

Опубликован

08.04.2024

Как цитировать

Главатских, О. Б., & Пушина, Н. Н. (2024). К ВОПРОСУ О ВНУТРИФИРМЕННОМ ОБУЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(1), 5–13. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-1-5-13

Выпуск

Раздел

Статьи