ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ФОНА В МЕДИАТЕКСТЕ

Авторы

  • А. А. Лушпей Кемеровский государственный университет
  • Е. А. Тельманова Кемеровский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-1-131-137

Ключевые слова:

региональная PR-коммуникация, бэкграундер, коммуникативный фон, медиатекст

Аннотация

В статье рассматривается проблема описания и изучения одного из жанров медиатекста - бэкграундера - в аспекте его онтологической характеристики, создание коммуникативного фона сообщения. Обосновывается идея о том, что значимость последнего определяется наличием в нем информации, которая нивелирует процент совершения ошибок при написании журналистского текста и потенциально способствует привлечению внимания аудитории фактами, «расширяющими» событие, а следовательно, создает благоприятную среду для построения PR-коммуникации. Анализируется корпус медиа-китов и пресс-релизов региональных учреждений культуры (в том числе кемеровских филиалов МГАХ, РГИСИ, Русского музея), организаций здравоохранения, промышленных предприятий, финансовых корпораций и администрации Кузбасса. Доказано, что такие медиатексты при освещении событий как местного, так и федерального значения, демонстрируют в том числе одну из важных региональных особенностей - отсутствие самостоятельных бэкграундеров, функция которых по умолчанию отдается бэкграундерам-справкам, гибридам факт-листа и бэкграунда, представляющим собой сжатую информацию объемом от одного до трех абзацев внутри пресс-релиза, отмеченную словами-маркерами «Для справки», «Справка», «Справочно». Авторы приходят к выводу, что в привлеченных к анализу текстах частотным способом реализации коммуникативного фона в бэкграундерах является семантическая дефиниция, объясняющая неизвестные для целевой аудитории номинации или сами явления социокультурной жизни общества. Установлено, что к основным способам создания фонового знания также относится ретроспекция и биография, которые не только информируют потенциального потребителя услуги, но и влияют на его расположение и доверие к организации, персоне или событию. Таким образом, исследование корпуса региональных медиатекстов Кемеровской области - Кузбасса, (и при освещении событий локального характера, и при описании мероприятий федерального значения) позволяет сделать вывод об особенностях структуры и содержания бэкграундера, играющего важную роль в PR-коммуникации.

Биографии авторов

А. А. Лушпей, Кемеровский государственный университет

кандидат филологических наук

Е. А. Тельманова, Кемеровский государственный университет

студент

Библиографические ссылки

Перезашкевич А. Ю. Жанровое и функциональное многообразие медийного дискурса // Восточнославянские языки и литературы в европейском контексте - VIII: сб. науч. ст. Могилев, 2024. С. 206-209. EDN: CMAXTX

Ubaydullaeva Sh. O., Atkamova S. A. Media text in a functional and pragmatic aspect // NovaInfo.Ru. 2021. № 122. С. 68-69. EDN: FSAHGP

Stepanov V. N. Ontology of transgressive social media // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2021. Vol. 26. No. 4. Pp. 641-48. DOI: 10.22363/2312-9210-2021-26-4-641-648. EDN: ADZKSI

Rahali A., Akhloufi M. A. DeepPress: guided press release topic-aware text generation using ensemble transformers // Neural Computing and Applications. 2023. Vol. 35. No. 17. Pp. 12847-12874. DOI: 10.1007/s00521-023-08393-4

Nursyahbani N. Information and promotion genre regarding Korean content in Netflix press release // Jurnal Komunikasi Profesional. 2021. Vol. 5. No. 4. Pp. 384-404. DOI: 10.25139/jkp.v5i4.3996

Чалова О. Н. Жанрово-стилистическая гибридизация и диверсификация современного медиадискурса // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. 2021. Т. 33. С. 172-176. EDN: GCECTM

Хакимова Е. М. Электронные PR-тексты в современном российском медиапространстве // Гуманитарная парадигма. 2021. № 4 (19). С. 56-67. EDN: FEOCXC

Филичкина Т. П. Идеологическая модальность прецедентных феноменов в англоязычном политическом дискурсе // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2019. Т. 38. № 2. С. 244-252. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-2-244-252. EDN: KRQETP

Степанов В. Н., Кривоносов А. Д. Жанровая пиарология и конвергенции жанров PR-текста // Жанры речи. 2024. Т. 19. № 3 (43). С. 212-224. DOI: 10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-212-224. EDN: BXKHSE

Лебединская В. Г., Сомова Е. Г. Медиатекст как носитель коммуникативных норм // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 1 (127). DOI: 10.23670/IRJ.2023.127.38. EDN: IQOIRG

Жилина А. В. Пресс-релиз в оптике синтетической теории эволюции // Коммуникативные исследования. 2024. Т. 11. № 1. С. 7-20. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(1).7-20. EDN: GRZXTI

Гавра Д. П. Стратегические коммуникации и тексты стратегических коммуникаций: к теоретическому обоснованию категорий // Российская школа связей с общественностью. 2021. № 22. С. 10-30. EDN: HQAANN

Борисова Д. В., Хохолова И. С. Коммуникативные стратегии и тактики пресс-релиза как жанра PR-дискурса (на примере текстов СВФУ) // Казанская наука. 2023. № 12. С. 388-391. EDN: EGWRNC

Балахонская Л. В. Питч как текст бизнес-PR: коммуникативно-прагматический аспект // Медиалингвистика. 2021. Т. 8. № 3. С. 273-286. DOI: 10.21638/spbu22.2021.306. EDN: INKXBZ

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Лушпей, А. А., & Тельманова, Е. А. (2025). ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ФОНА В МЕДИАТЕКСТЕ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 21(1), 131–137. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-1-131-137

Выпуск

Раздел

Статьи