ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Авторы

  • А. А. Гареев Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2021-3-64-69

Ключевые слова:

профессиональная иноязычная компетенция, иноязычная подготовка, иностранный язык, технический вуз, компетентностный подход, индивидуальная образовательная траектория

Аннотация

Использование компетентностного подхода в высшем техническом образовании требует от исследователей и педагогов четкости и точности в оформлении структуры компетенций. Статья посвящена особенностям иноязычной подготовки будущих выпускников технического вуза. В ней раскрывается специфика понятия компетенции в контексте иноязычной подготовки в техническом вузе с учетом квалиметрического аспекта, возможности измерения результатов формирования компетенции. Рассматриваются понятие «структура» и особенности формирования актуальной для технических вузов комплексной компетенции - профессиональной иноязычной. На основе анализа литературы, а также с применением метода групповых экспертных оценок выявлена структура профессиональной иноязычной компетенции студента технического вуза. Она включает три наиболее значимых компонента: коммуникативный, когнитивный, предметный. При этом в предметном компоненте предусмотрены две индивидуальные образовательные траектории, соответствующие потребностям будущих выпускников. Предложенная в статье структура является основой для педагогических модели и технологии, разработанных автором, и может использоваться в обучении иностранным языкам студентов языковых и неязыковых направлений подготовки.

Биография автора

А. А. Гареев, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Английский язык»

Библиографические ссылки

Грибкова О. В. Развитие инновационной образовательной среды в контексте совершенствования профессионально-педагогической подготовки в вузе // Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. 2017. № 1. С. 62-65.

Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 22-30.

Медведев В. П., Татур Ю. Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

Субетто А. И. Онтология компетентностного подхода в образовательной системологии // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 100-126.

Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. MIT press. 2014. Vol. 11. 251 p.

Таюрская Н. П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика, психология». 2015. № 1 (41). С. 83-87.

Там же

Нестерова С. А., Чичиланова С. А. Социально-экономические предпосылки модернизации языкового образования в вузе // Актуальные вопросы гуманитарных и экономических наук: теория и практика : материалы нац. науч. конф. Института агроинженерии. 2018. С. 21-26.

Костюкова Т. А., Морозова А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности специалистов неязыковых специальностей // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 122-127.

Патяева Н. В., Михайлова Е. Б. Формирование общекультурных компетенций в процессе подготовки студентов инженерных специальностей по иностранному языку // Новая наука: От идеи к результату. 2017. №. 1-2. С. 79-81.

Гареев А. А. Учебный блог как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза по развитию профессиональной иноязычной компетенции : дис. … канд. пед. наук. Ижевск : Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, 2021. 276 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. Москва : Directmedia, 2013. 1095 с.

Gareyev A., Shikhova O., Shikhov Yu. Profession-Oriented Blogging as the Optimal Teaching Tool for the Development of Students’ Professional Language Competence. ARPHA Proceedings, 2019, pp. 937-943. DOI 10.3897/ap.1.e0891

Загрузки

Опубликован

17.01.2022

Как цитировать

Гареев, А. А. (2022). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 17(3), 64–69. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2021-3-64-69

Выпуск

Раздел

Статьи