ЯЗЫКОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК АСПЕКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы

  • И. М. Некипелова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2021-4-90-95

Ключевые слова:

языковая ориентация, языковая активность, субъективный и объективный языки

Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена языковой ориентации как аспекта языковой деятельности человека. В ходе исследования было выявлено, что язык, будучи явлением активности человека, существует как совокупность отдельных субъективных языков (частных языков) и как универсальный объективный язык (общий язык), при этом кодифицированная и традиционная языковая модель является общей формулировкой; а набор индивидуальных представлений о языке является частным языком. Исследование показало, что взаимосвязь между общим и частным языками формирует языковой опыт индивидуума. В результате полученного и постигаемого языкового опыта формируется языковая ориентация языковой личности. В свою очередь, общество оказывает влияние на личность своей языковой ориентацией в языковой сфере. Автором было определено, что векторы ориентации - это элементы внутренней разрешительной языковой структуры личности, сформированные и зафиксированные языковым опытом личности в ходе языковой социализации и социальной адаптации. В завершение были сделаны выводы, что языковая ориентация предполагает дифференциацию языкового материала к релевантному и неактуальному. Это может происходить как сознательно, так и неосознанно. Следовательно, языковой опыт и языковая ориентация организуют и контролируют деятельность человека, направленную на его выживание. Важным при этом является понимание того, что непротиворечивость и целостность системы языковой ориентации являются признаками стабильности и автономности языковой личности.

Биография автора

И. М. Некипелова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат филологических наук

Библиографические ссылки

Desheriev Yu. D. Language policy. Linguistic encyclopedic dictionary. Moscow: Soviet Encyclopedia Publ., 1990, 682 p. (in Russ.).

Ibidem.

Belikov V. I. Self-awareness, identity and ethnic conflicts. Ethnic and linguistic identity. Moscow, Institute of the Peoples of Russia, 1995, pp. 14-16. (in Russ.).

Gritsenko E. S. Language and security in the context of globalization. Power, 2011, no. 11, pp. 9-11 (in Russ.).

Tumanyan E. G. Laws on languages and the possibility of their implementation. Language in the context of social development. Moscow, Institute of Linguistics RAS, 1994, pp. 72-83. (in Russ.).

Stepanov V. V. Support of linguistic diversity in the Russian Federation. Ethnographic Review, 2010, no. 4, pp. 102-115. (in Russ.).

Tishkov V. A., Shabaev Yu. P. Ethnopolitics. Political functions of ethnicity. Moscow, Moscow University Press, 2011, 376 p. (in Russ.).

Bradley D. Language and culture of minority groups. Laos and ethnic minority cultures: promoting heritage. Goudineau Y. (ed.). Paris, UNESCO, 2003, pp. 45-68.

Enfield N. J. Laos: Language Situation. Encyclopedia of Language & Linguistics. K. Brown (ed.). 2nd ed. Vol. 6. Oxford: Elsevier, 2006, pp. 698-700.

Zharenova N. V. Features of the linguistic policy of Switzerland. Language policy and linguistic security. Nizhny Novgorod, NGLU, 2018, pp. 53-57. (in Russ.).

Kabanova I. N., Kolobova I. S. Language of military conflict in the aspect of linguistic security. Language policy and linguistic security. Nizhny Novgorod, NGLU, 2018, pp. 61-67. (in Russ.).

Alpatov V. M. Language policy in Russia and the world. Language policy and language conflicts in the modern world. Moscow, Thesaurus, 2014, pp. 11-24. (in Russ.).

Kessler S., Pantermöller M. The Social Status of Languages in Finland and Lithuania. A Plurimethodological Empirical Survey on Language Climate Change. Series: Sprachkönnen und Sprachbewusstheit in Europa. Language Competence and Language Awareness in Europe. Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Warszawa, Wien, 2020, 282 p.

Fishman J. A. Why is it so hard to save a threatened languages? Can threatened languages be saved? Reversing? language shift, revisited: A 21st century perspective. Clevedon: Multilingual Matters. 2001.

Barnaa I., Androne M., Dobrotă С. Linguistic orientation and methodological perspectives in the philosophy of the contemporary education. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, no. 47, pp. 1770-1774.

Nekipelova I. M. Language experience, language orientation, language space. In the world of scientific discoveries, 2013, no. 3.2, pp. 185-206. (in Russ.).

Humboldt W. The Heterogeneity of Language and its Influence on the Intellectual Development of Mankind (orig. Ueber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaus und ihren Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts). 1836.

Wilhelm von Humboldt im Verkehr mit seinen Freunden, Eine Auslese seiner Briefe. Hrsg.: Theodor Kappstein. Bremen: Europäischer Literaturverlag, 2011, Eintrag vom 8. November 1790.

Humboldt W. Ueber das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung. Front Cover. Meiner, 1820. 25.

Bondzio W. Johann Georg Hamann und Wilhelm von Humboldt - Parallelen und Kontraste. Zeitschrift für Germanistik, 1985, vol. 6, no. 2, pp. 155-164.

Ruíz R. Orientations in Language Planning. NABE Journal. Volume 8, 1984. Issue 2. 15-34.

Nekipelova I. M. Polycentrism of the language system. In the world of scientific research, 2012, no. 9.3 (33), pp. 210-219. (in Russ.).

Загрузки

Опубликован

18.01.2022

Как цитировать

Некипелова, И. М. (2022). ЯЗЫКОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК АСПЕКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 17(4), 90–95. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2021-4-90-95

Выпуск

Раздел

Статьи