ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ: VITAL, SOFT, HARD, META И MENTAL SKILLS
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-60-75Ключевые слова:
человеческий капитал, человеческий ресурс, трудовые отношения, vital, hard и soft skills, mental и meta skillsАннотация
Статья посвящена исследованию навыков, формирующих человеческий капитал личности. Необходимость исследования связана с произошедшей трансформацией социального пространства в целом, а также с изменениями экономических, образовательных и трудовых отношений. Произошедшая трансформация сказалась на профессиональной деятельности человека и показала, насколько слаб человек в условиях резких изменений внешней и внутренней среды. В ходе исследования было выявлено, что существующее деление всех навыков, необходимых человеку для осуществления успешной профессиональной деятельности, на hard skills и soft skills не имеет точных оснований, а выделенные отдельно vital skills не только не изучены, но даже не имеют точного терминологического определения. В связи с этим авторами было предложено выделять дополнительно mental skills и meta skills. Авторами были даны определения и перечень навыков, составляющих ту и другую группу. Среди mental skills выделены: 1) быстрое принятие решений, быстрое извлечение из памяти информации, способность быстро реагировать, быстрая адаптация к изменяющимся правилам, быстрый отбор нужных параметров для решения задач - все эти навыки обусловлены скоростью мышления, 2) способность человека менять свое поведение при изменившейся ситуации, изменение ролей, способность оценивать последствия, способность параллельно выполнять несколько заданий, эффективное переключение с одной задачи на другую, планирование оптимальных эффективных путей решения задачи, способность решать комплексные проблемы, нейтрализация рутинной работы - все эти навыки определяются гибкостью мышления. К meta skills были отнесены логическое, критическое, аналогическое, креативное, тактическое и стратегическое мышление. В завершение исследования были сделаны выводы, что реализация всех типов навыков формирует человеческий капитал личности, который, в свою очередь, приходя в столкновение с другими капиталами личности и во взаимодействие с ними, формирует человеческий ресурс.Библиографические ссылки
The human capital report 2016. URL: https://www.weforum.org/reports/the-human-capital-report-2016/ (дата обращения: 30.01.2022).
Там же. URL: https://www.weforum.org/reports/the-human-capital-report-2016/ (дата обращения: 30.01.2022).
Некипелова И. М. Гуманитаризация высшего образования в пространстве постлокдауна // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2021. Т. 6. № 3. С. 116-127.
Vital skills. URL: https://vitalskills.co.uk/ (дата обращения: 02.02.2022).
Marr B. The 10 Vital skills you will need for the future of work // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2019/04/29/the-10-vital-skills-you-will-need-for-the-future-of-work/?sh=23dcd1043f5b (дата обращения: 02.02.2022).
Vital skill definition and meaning // Collins English Dictionary. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/vital-skill (дата обращения: 02.02.2022).
Голуб Е. В., Сапрыкин И. С. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения // Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. 2015. № 4 (9). С. 109-114.
Бабанова Е. М. Влияние социальных барьеров на процесс непрерывного инклюзивного образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8-9. С. 30-33.
Зорина Е. В. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. № 20 (5). С. 165-184.
Кантор В. 3., Пузань В. В. Отношение студенческой молодежи к инвалидам как детерминанта их включения в интегративное реабилитационно-образовательное пространство вуза // Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России. Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 151-163.
Кантор В. З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 44-56.
Лешер О. В., Деменина Л. В. Инклюзивное обучение студентов университета: комплекс научных подходов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www.science-educati- on.ru/121-18603 (дата обращения: 08.02.2022).
Марголис А. А., Рубцов В. В., Серебрянникова О. А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10-17.
Найдина И. В. Психологические основы деятельности водителя : учебное пособие. Москва, 2014. 63 с.
Рожков Л. Б., Найдина И. В. Психологические основы безопасного управления транспортным средством. Москва : ООО «Торговый Центр МААШ», 2014. 60 с.
Васильева М. Б. Психофизиологические основы деятельности водителя. Из опыта работы // Молодой ученый. 2015. № 10.1 (90.1). С. 50-53.
Пересмотренная рекомендация о техническом профессиональном образовании (19.11.1974, UNESCO) // Университетская информационная система Россиb/ URL: https://uisrussia.msu.ru/yunesko.php (дата обращения: 4.09.2021).
Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10.10.1989, UNESCO) [Convention on Technical and Vocational Education]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900832.php (дата обращения: 4.09.2021).
Там же. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900832.php (дата обращения: 4.09.2021).
Luxton E. How long will your skills last? Depends on your job // World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/09/how-long-work-skills-last-depends-on-job (дата обращения: 02.02.2022).
Некипелова И. М. Языковая система как объект исследования постнеклассической науки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 1 (19). C. 116-121.
Липкин Е. Индустрия 4.0: Умные технологии - ключевой элемент в промышленной конкуренции». Часть 9. Развитие аналитических систем // Современная электроника. URL: https://www.soel.ru/online/kniga-industriya-4-0-umnye-tekhnologii-klyuchevoy-element-v-promyshlennoy-konkurentsii-chast-9-razvi/ (дата обращения: 30.01.2022).
Пушкарева Т. П. Информационное моделирование памяти // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 233-237.
Там же. С. 233-237.
Штарьков Ю. М. Универсальное кодирование. Теория и алгоритмы. Москва : Физматлит, 2013. 288 с.
What employees are saying about the future of remote work / A. Alexander, De Smet A., M. Langstaff, D. Ravid // McKinsey Quarterly, April 1, 2021. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/what-employees-are-saying-about-the-future-of-remote-work (дата обращения: 05.02.2022).
Колантаевская А. С., Гришина Н. В., Базаров Т. Ю. Стилевые особенности самодетерминации в ситуации жизненных изменений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. 2016. Вып. 4. С. 51-62.
Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 272 с.
Дружилов С. А. Психология профессионализма: инженерно-психологический подход. Харьков : Гуманитарный центр, 2017. 360 с.
Зеер Э. Ф. Психология профессий. Москва : Академический проект, 2003. 336 с.
Кузанский Н. Об учёном незнании. Москва : Азбука, 2001. 320 с.
Raiskums B. W. An Analysis of the Concept Criticality in Adult Education. Minneapolis: Capella University. 2008.
Ennis R. H. Critical Thinking Assessment / Fasko D. Critical Thinking and Reasoning: Current Research, Theory, and Practice. Hampton Press, 2003. Рp. 293-314.
Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking // 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform, Summer 1987. National Council for Excellence in Critical Thinking. URL: http://www.criticalthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766 (датаобращения: 30.01.2022).
Некипелова И. М. Язык и речь: рост и истинность информации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-1 (44). С. 146-148.