СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-81-88Ключевые слова:
самостоятельная работа обучающихся, структурная модель, функционально-структурный анализ, музыкальные электронные технологии, синтезаторАннотация
Приведена структурная модель оценивания самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе. Данная структурная модель разработана на основе функционально-структурного анализа. Она дает возможность наглядно представить процесс обучения в целом, а также объективизировать процесс оценки самостоятельной работы обучающихся как педагогу, так и самому обучающемуся. Разработанная структурная модель является общей, она применима в процессе обучения и оценки самостоятельной работы как в общеобразовательных школах, школах искусств, так и в различных средних и высших учебных заведениях. Для конкретизации модели ее рассматривают в контексте изучаемого предмета, дополняя конкретным содержанием. Применение разработанной модели показано на примере уроков музыки общеобразовательных и средних специальных учебных заведений с применением электронных музыкальных технологий. В настоящее время наблюдается противоречие между большими ресурсами самостоятельной работы обучающихся и необходимостью оценивания процесса и результатов самостоятельной работы. Одним из возможных путей решения этого противоречия является привлечение к процессу диагностики самих обучающихся с применением методов функционально-структурного анализа. Использование потенциала самостоятельной работы обучающихся способствует созданию условий для самореализации человека и предполагает свободное развитие его способностей. Это соответствует современным тенденциям в образовании. В статье обозначено, что в современной системе образования возрастает роль самостоятельной работы обучающихся как в овладении базовыми знаниями, так и специальными знаниями, умениями и навыками. В связи с этим возникает проблема оценки этой работы как преподавателями, так и самими обучающимися. Предполагается вовлечь в процесс оценки самостоятельной работы самих обучающихся на основе методов функционально-структурного анализа.Библиографические ссылки
Уваров В. И. Возможные аналоги оценки самостоятельной работы студентов как способ повышения качества учебного процесса в дистанционном формате // Евразийский союз ученых. 2021. № 1 (82). С. 47-50. DOI 10.31618/ESU.2413-9335.2021.1.82.1995
Озерова Г. П. Оценка самостоятельной работы студентов при смешанном обучении на основе данных учебной аналитики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 117-126. DOI https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-117-126
Плеханов Ф. И., Пушкарев А. Э., Пушкарев И. А. Выбор виброзащиты зданий и сооружений с подвижными нагрузками на основе функционально-структурной модели // Фотинские чтения. 2017. № 2 (8). С. 168-172.
Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. Москва : Высшая школа, 1976. 200 с.
Скибицкий Э. Г. Функционально-стоимостной анализ - инструмент оценки педагогической полезности образовательных средств // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2017. Вып. 20. С. 134-138.
Там же. С. 134-138.
Почестнев А. А. Структурно-функциональный подход к оценке качества реализации образовательных программ // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 114-124. DOI: https://doi.org/10/31992/0869-3617-2020-29-114-124
Пушкарева Л. А. Формирование стиля творческой деятельности будущих специалистов олимпиадными методами и средствами : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ижевск, 2009. 178 с. : ил.
Семин Ю. Н., Пушкарев И. А. Самооценка самостоятельной работы студентов музыкальных учебных заведений // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010. № 2. С. 159-162.
Семин Ю. Н., Пушкарев И. А. Реализация модели системы оценивания самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 162-165.
Сродных Н. Л. Рабочая программа дисциплины «Основы игры на электронных музыкальных инструментах» // Pandia. URL: https://pandia.ru/text/80/289/83242.php (дата обращения: 10.01.2022).
Там же. URL: https://pandia.ru/text/80/289/83242.php (дата обращения: 10.01.2022).
Сродных Н. Л. Рабочая программа дисциплины «Основы игры на электронных музыкальных инструментах» // Pandia. URL: https://pandia.ru/text/80/289/83242.php (дата обращения: 10.01.2022).
Примерные программы по учебным дисциплинам «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Москва : Министерство культуры Российской Федерации ; Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. 55 с.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» / под ред. Н. Б. Истоминой. Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. 94 с. ISBN 978-5-418-00716-2
Красильников И. М. Интерактивная музыкальная деятельность как основа развития музыкальности школьников : монография. Москва : Экон-Информ, 2015. 179 с. : ил. ISBN 978-5-9907701-2-6
Choksy Lois, Abramson Robert M., Gillespie Avon E., Woods David, York Frank. Teaching Music in the Twenty-First Century. Prentice-Hall, Inc., New Jersey, 2001, 342 p.
Примерные программы по учебным дисциплинам «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Москва : Министерство культуры Российской Федерации ; Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. 55 с.
Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна : Феникс+, 2007. 496 с.
Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна : Феникс+, 2007. 496 с.