СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА

Авторы

  • И. А. Пушкарев Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • А. А. Дедюхина Республиканский музыкальный колледж
  • А. А. Чукавина Школа «Гармония»

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-81-88

Ключевые слова:

самостоятельная работа обучающихся, структурная модель, функционально-структурный анализ, музыкальные электронные технологии, синтезатор

Аннотация

Приведена структурная модель оценивания самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе. Данная структурная модель разработана на основе функционально-структурного анализа. Она дает возможность наглядно представить процесс обучения в целом, а также объективизировать процесс оценки самостоятельной работы обучающихся как педагогу, так и самому обучающемуся. Разработанная структурная модель является общей, она применима в процессе обучения и оценки самостоятельной работы как в общеобразовательных школах, школах искусств, так и в различных средних и высших учебных заведениях. Для конкретизации модели ее рассматривают в контексте изучаемого предмета, дополняя конкретным содержанием. Применение разработанной модели показано на примере уроков музыки общеобразовательных и средних специальных учебных заведений с применением электронных музыкальных технологий. В настоящее время наблюдается противоречие между большими ресурсами самостоятельной работы обучающихся и необходимостью оценивания процесса и результатов самостоятельной работы. Одним из возможных путей решения этого противоречия является привлечение к процессу диагностики самих обучающихся с применением методов функционально-структурного анализа. Использование потенциала самостоятельной работы обучающихся способствует созданию условий для самореализации человека и предполагает свободное развитие его способностей. Это соответствует современным тенденциям в образовании. В статье обозначено, что в современной системе образования возрастает роль самостоятельной работы обучающихся как в овладении базовыми знаниями, так и специальными знаниями, умениями и навыками. В связи с этим возникает проблема оценки этой работы как преподавателями, так и самими обучающимися. Предполагается вовлечь в процесс оценки самостоятельной работы самих обучающихся на основе методов функционально-структурного анализа.

Биографии авторов

И. А. Пушкарев, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат технических наук; член Международной гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» Российского музыкального союза

А. А. Дедюхина, Республиканский музыкальный колледж

преподаватель

А. А. Чукавина, Школа «Гармония»

Библиографические ссылки

Уваров В. И. Возможные аналоги оценки самостоятельной работы студентов как способ повышения качества учебного процесса в дистанционном формате // Евразийский союз ученых. 2021. № 1 (82). С. 47-50. DOI 10.31618/ESU.2413-9335.2021.1.82.1995

Озерова Г. П. Оценка самостоятельной работы студентов при смешанном обучении на основе данных учебной аналитики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 117-126. DOI https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-117-126

Плеханов Ф. И., Пушкарев А. Э., Пушкарев И. А. Выбор виброзащиты зданий и сооружений с подвижными нагрузками на основе функционально-структурной модели // Фотинские чтения. 2017. № 2 (8). С. 168-172.

Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. Москва : Высшая школа, 1976. 200 с.

Скибицкий Э. Г. Функционально-стоимостной анализ - инструмент оценки педагогической полезности образовательных средств // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2017. Вып. 20. С. 134-138.

Там же. С. 134-138.

Почестнев А. А. Структурно-функциональный подход к оценке качества реализации образовательных программ // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 114-124. DOI: https://doi.org/10/31992/0869-3617-2020-29-114-124

Пушкарева Л. А. Формирование стиля творческой деятельности будущих специалистов олимпиадными методами и средствами : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ижевск, 2009. 178 с. : ил.

Семин Ю. Н., Пушкарев И. А. Самооценка самостоятельной работы студентов музыкальных учебных заведений // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010. № 2. С. 159-162.

Семин Ю. Н., Пушкарев И. А. Реализация модели системы оценивания самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2014. № 1. С. 162-165.

Сродных Н. Л. Рабочая программа дисциплины «Основы игры на электронных музыкальных инструментах» // Pandia. URL: https://pandia.ru/text/80/289/83242.php (дата обращения: 10.01.2022).

Там же. URL: https://pandia.ru/text/80/289/83242.php (дата обращения: 10.01.2022).

Сродных Н. Л. Рабочая программа дисциплины «Основы игры на электронных музыкальных инструментах» // Pandia. URL: https://pandia.ru/text/80/289/83242.php (дата обращения: 10.01.2022).

Примерные программы по учебным дисциплинам «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Москва : Министерство культуры Российской Федерации ; Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. 55 с.

Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» / под ред. Н. Б. Истоминой. Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. 94 с. ISBN 978-5-418-00716-2

Красильников И. М. Интерактивная музыкальная деятельность как основа развития музыкальности школьников : монография. Москва : Экон-Информ, 2015. 179 с. : ил. ISBN 978-5-9907701-2-6

Choksy Lois, Abramson Robert M., Gillespie Avon E., Woods David, York Frank. Teaching Music in the Twenty-First Century. Prentice-Hall, Inc., New Jersey, 2001, 342 p.

Примерные программы по учебным дисциплинам «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Москва : Министерство культуры Российской Федерации ; Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. 55 с.

Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна : Феникс+, 2007. 496 с.

Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна : Феникс+, 2007. 496 с.

Загрузки

Опубликован

03.06.2022

Как цитировать

Пушкарев, И. А., Дедюхина, А. А., & Чукавина, А. А. (2022). СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА. Социально-экономическое управление: теория и практика, 18(1), 81–88. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-81-88

Выпуск

Раздел

Статьи