РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ОБОБЩЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (на примере методологизации языкового материала, представляющего категорию состояния)

Авторы

  • С. М. Минасян Ереванский государственный университет (Иджеванский филиал)
  • И. М. Некипелова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • Н. Н. Закирова Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко
  • Э. Ш. Некипелов Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-1-33-46

Ключевые слова:

категория состояния, методологизация языкового материала, метод обобщения, русский язык как неродной, методика преподавания русского языка как иностранного

Аннотация

Статья посвящена исследованию путей реализации метода обобщения в методике преподавания русского языка как иностранного. Обобщение языкового материала на завершающем этапе обучения студентов русскому языку как неродному является одной из самых сложных методических задач, поскольку ее решение сопряжено с задачей систематизации языкового материала, заключенного в пространстве русского языка, досконально и в полной степени описать который не представляется возможным. Реализация метода обобщения показана на примере методологизации языкового материала, представляющего категорию состояния. В ходе исследования было выявлено, что обобщение может иметь практический и теоретический характер, именно поэтому оно может быть представлено в учебниках и учебных пособиях по-разному. Среди наиболее актуальных способов реализации метода обобщения следует отметить следующие: 1) составление перечня слов, способных выступать в высказываниях предикативами и использоваться в конструкциях, выражающих категорию состояния, 2) представление внутренней (категориальной) и внешней грамматики слов категории состояния, 3) осуществление теоретического сопоставления категории состояния со словами, выражающими другие категории, 4) объяснение отличия функционирования слов категории состояния от функционирования слов, принадлежащих другим категориям. Все это позволяет выявлять одинаковые, общие или повторяющиеся для предикативов свойства, применять грамматический алгоритм в отношении употребления предикативов в высказывании, выявлять общие генетические основы категории состояния, определять закономерные и существенные связи частных проявлений категории состояния, представлять целостную систему категории состояния в общей системе языка, путем обнаружения генетической общей основы категории состояния аналитически реально и мысленно преобразовывать ее систему, находить общий принцип правильного подхода ко множественным однородным употреблениям слов категории состояния, создавать развернутую систему знания о языке. В заключение исследования был сделан вывод, что правильное и грамотное обобщение знаний о предикативах способствует успешной, долгосрочной и непрерывной языковой интериоризации категории состояния.

Биографии авторов

С. М. Минасян, Ереванский государственный университет (Иджеванский филиал)

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

И. М. Некипелова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного

Н. Н. Закирова, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и литературы

Э. Ш. Некипелов, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

Э. Ш. Некипелов

Библиографические ссылки

Некипелова И. М., Минасян С. М., Некипелов Э. Ш. Роль опережающего обучения в методике преподавания русского языка как иностранного (на примере изучения категории состояния) // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2022. Т. 18. № 4. С. 53-73. DOI: 10.22213/2618-9763-2022-4-53-73

Некипелова И. М. Культурные и педагогические аспекты изложения языкового материала в учебнике, предназначенном для обучения русскому языку студентов - граждан зарубежных стран // Art-Sanat Dergisi. 2016. № S. С. 492-497. EDN: XRPYIX

Krylov E. Engineering Education - Convergence of Technology and Language // Technology and Language. 2020. Vol. 1, no. 1 (1). Pp. 49-50. DOI: 10.48417/technolang.2020.01.11. EDN: HGIGJT

Мельник А. Д. Проблема слов категории состояния в современной лингвистической литературе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 277. EDN: UZJBXL

Say S. On the nature of dative arguments in Russian constructions with "predicatives" // Current studies in Slavic linguistics. Amsterdam, Philadelphia, 2013. Pp. 225-246.

Zimmerling A. Dative subjects and semi-expletive pronouns in Russian // Studies in Formal Slavic Phonology, Morphology, Syntax, Semantics and Discourse Structure. Peter Lang, 2009. Pp. 253-265.

Циммерлинг А. В. Именные предикативы и дативные предложения в европейских языках // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 9 (16). Москва: Изд-во РГГУ, 2010. С. 549-558.

Антонова Л. В., Антонов В. И., Бурзалова Т. В. Обобщение как путь формирования теоретического мышления учащихся // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 15. С. 7-9. EDN: KYSXAJ

Некипелова И. М. Процессы языковой интериоризации и экстериоризации в осуществлении межкультурной коммуникации в пространстве поликультурного социума // Современные тренды в межкультурной коммуникации и дидактике: монография. Варшава: Варшавский государственный университет, 2022. С. 396-421. (in Russ.)

Некипелова И. М., Минасян С. М. Особенности нетиповой интериоризации осложненных многозначностью омонимов неродного языка (на примере соотношения слова "предложение" с соответствующими ему словами в английском языке и языке йоруба) // Cuadernos de Rusística Española. 2021. № 17. Рр. 117-133. (in Russ.). DOI: 10.30827/cre.v17.21054. EDN: JOXNHB

Горский Д. П. Обобщение и познание. Москва: Мысль, 1985. 208 с.

Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Москва: МГУ, 2003. 416 с. ISBN 5-211-04710-9

Шимина А. Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. Москва: Изд-во МОПИ, 1981. 75 с.

Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. Москва: Педагогика, 1975. 368 с.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Москва: Педагогика, 1986. 240 с.

Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). Москва: Педагогика, 1972. 424 с.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. Г. Панов. Москва: Большая российская энциклопедия, 1993-1999. Т. 2: М-Я. 1999. 669 с.

Комовская Е. В. Способы представления грамматики при преподавании русского языка как иностранного // Филологический класс. 2021. Т. 26, № 2. С. 234-244. DOI: 10.51762/1FK-2021-26-02-20. EDN: AFITDI

Теремова Р. М. Система коммуникативно ориентированного обучения иностранных учащихся русской грамматике: опыт инновационного развития // Русский язык за рубежом. 2021. № 3 (286). С. 67-72. DOI: 10.37632/PI.2021.286.3.010. EDN: XPKKGG

Тюренкова Л. М. Методологическое единство учебного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 30-31. EDN: YQXVNE

Кондратьев А. С., Пряткин Н. А. Современные технологии обучения физике. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. 342 с. ISBN 5-288-03817-1

Цатурян А. М., Минасян С. М. Психолого-педагогические аспекты опережающего обучения // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2021. Т. 6. № 1. С. 95-102. DOI 10.24411/2470-1262-2021-10108. EDN: NAUFFO

Загрузки

Опубликован

10.04.2023

Как цитировать

Минасян, С. М., Некипелова, И. М., Закирова, Н. Н., & Некипелов, Э. Ш. (2023). РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ОБОБЩЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (на примере методологизации языкового материала, представляющего категорию состояния). Социально-экономическое управление: теория и практика, 19(1), 33–46. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-1-33-46

Выпуск

Раздел

Статьи