ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭПОХИ И ОНТОЛОГИЯ ДУХА В ПОЭМЕ ВЕНИАМИНА ТРОНИНА «ЗАЛОЖНИКИ»
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-2-60-67Ключевые слова:
онтология духа, феноменология эпохи, литература Удмуртии, литературный процессАннотация
Статья посвящена исследованию феноменологического поля поэмы Вениамина Тронина «Заложники». Это литературное произведение представляет собой достойный образец современной литературы, оно отвечает запросам и требованиям настоящего времени и развивает уже сложившиеся в русской литературе традиции. В ходе исследования было выявлено, что поэма имеет глубинные феноменологические смыслы, которые создают ее многоплановость. Всего в поэме представлены четыре глобальных плана. На поверхности текста находится эпохальный план, именно он создает фабулу произведения. Описывая советское и постсоветское время, автор дает ключевые символы и образы советской и постсоветской эпох, в которых живет главный герой поэмы. Их раскрытие осуществляется автором через судьбы героев произведения, в результате чего вскрываются сначала социальный план межличностных отношений, а затем и личностный план индивидуального сознания главного героя поэмы. Вперед выходит главный герой с его судьбой и переживаниями. Именно его сознание, представляющее собой чистое смыслообразование, формирует концептуальную картину мира в произведении и создает феноменологическое пространство эпохи, узнаваемое читателем. Последним и самым глубинным планом является онтологический план. Именно он показывает, насколько главный герой, покинутый всеми, одинок. Одиночество героя связано не с осознанием его межличностных взаимоотношений, а с осмыслением сути его существования. Он чувствует, что он очень далек от Бога. Постепенно, преодолевая в себе историческое, заложенное в эпохе, раскрывая социальное и личностное, он приходит к онтологическому - основам своего существования. В завершение исследования был сделан вывод, что автором в произведении представлена поэтическая феноменология духа, реализованная в попытке выявить в субъективном восприятии человека объективное состояние эпохи, которая складывается не из времени, а из человеческих судеб, одной из которых является судьба главного героя.Библиографические ссылки
Фалёв Е. В. Глава 13. Гуссерль // История философии: учебник для вузов. Москва: Академический проект, 2005. 680 с.
Husserl E. Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie. Husserliana VI. Herausgegeben von Walter Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1976. 323 s.
Скопкарева С. Л. Литература Удмуртии: эскизные наброски. Ижевск: Ижевский институт компьютерных исследований, 2017. 154 с.
Закирова Н. Н. "В Глазове Овидиев много и Горациев.".: штрихи к портрету литературной жизни города // Культура в фокусе научных парадигм. 2019. № 9. С. 115-120.
Серова М. В., Полянцева А. И. Художественная полиэтничность в русскоязычной поэзии Удмуртии // Язык и литература в научном диалоге. 2016. № 4 (8). С. 186-196.
Богомолова З. А. Русские поэты Удмуртии: литературные портреты. Ижевск: Удмуртия, 1979. 104 с.
Зайцева Т. И. Современная проза Удмуртии: между национальным и массовым // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2008. № 59, вып. 16. С. 226-236.
Душенкова Т. Р. Неомифологизм в удмуртской поэзии середины 1990-х годов: Очерк поэтической интерпретации. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. 168 с. ISBN 978-5-4344-0144-9
Зайцева Т. И. Удмуртская проза второй половины XX - начала XXI века: национальный мир и человек. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. 376 с.
Завьялов С. А. Сквозь мох беззвучия: поэзия восточно-финского этнофутуризма // Новое литературное обозрение. 2007. № 85. С. 339-353.
Арзамазов А. А. Удмуртская поэзия второй половины 1970 - начала 2010-х годов: человек, природа, город. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2015. 336 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 И М Некипелова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.