ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ОДИНОЧЕСТВА ЭММАНУЭЛЯ ЛЕВИНАСА (по материалам зарубежных исследований)
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-2-85-91Ключевые слова:
трансформация, смерть, одиночество, отчуждение, феноменологияАннотация
В статье затрагивается тема феноменологического подхода к исследованию одиночества выдающегося французского философа Э. Левинаса. Раскрывается смысл феноменологического метода в изучении этого феномена. Основное содержание статьи составляет анализ уникальности переживания одиночества с феноменологической точки зрения. Вводится понятие трансформационной феноменологии. Констатируется, что в философии Э. Левинаса одиночество оказывается основной категорией бытия. Как переживание лишения чего-либо, оно демонстрирует большую близость к амбивалентному переживанию чуждости. Кульминацией этого является радикальная чуждость смерти, в которой экзистенциальность одиночества проявляется особенно отчетливо. Подчеркивается, что трагедия одиночества - это окончательное проявление акцентированного на себе эго, запертого в плену собственной идентичности, его замкнутости на себе. Поэтому для Э. Левинаса важно открыть для людей новые смыслы, в которых они могут противостоять собственному одиночеству и даже его культивировать. Это важно также и потому, что в способности быть одиноким с самим собой заключается предпосылка полноценной общности. Делается вывод о необходимости принятия человеком своего одиночества.Библиографические ссылки
Wenzler L. Nachwort. Zeit als Nähe des Abwesenden // Lévinas, Emmanuel: Die Zeit und der Andere. Hamburg: Felix Meiner, 2003. S. 67-92.
Lévinas E. Die Zeit und der Andere. Hamburg: Felix Meiner, 2003. S. 31.
Jaspers K. Philosophie. Existenzerhellung. (3.Auflage). Berlin, Göttingen, Heidelberg: Springer. 1956. S. 61.
Stotz-Ingenlath G. Einsamkeit als Stachel. Anschauungen eines Phänomens // Wege zum Menschen, 2005. № 57 (4). S. 309-321.
Riemann F. Grundformen der Angst. Eine tiefenpsychologische Studie (13. Auflage). München, Basel: Ernst Reinhardt Verlag, 1978. 244 s.
de Montaigne M. Die Essais. Köln: Anaconda, 2005. S. 129.
Lévinas E. Totalität und Unendlichkeit. Versuch über die Exteriotität. Freiburg, München: Karl Alber, 2003. S. 18.
Poschardt U. Einsamkeit. Die Entdeckung eines Lebensgefühls. München: Piper, 2006. S. 184.
Arendt H. Das Leben des Geistes. Teil 1 // Denken. München: Piper, 1989. S. 81.
Bordt M. Die Kunst sich selbst auszuhalten. Ein Weg zur inneren Freiheit (2. Auflage). 2013. S. 11-27.
Nietzsche F. Kritische Studienausgabe / Hrsg. Colli, Giorgio, Montinari, Mazzino, 1999. Bd. 4. S. 52.
Schmid W. Mit sich selbst befreundet sein. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 2004. S. 279.
Augé M. Nicht-Orte (4. Auflage). München: C. H. Beck, 2014. S. 59.
Lévinas E. Die Zeit und der Andere. Hamburg: Felix Meiner, 2003. S. 29.
Lévinas E. Totalität und Unendlichkeit. Versuch über die Exteriotität. Freiburg, München: Karl Alber, 2003. S. 19-24.
Waldenfels B. Topographie des Fremden // Studien zur Phänomenologie des Fremden 1. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1997. S. 27.
Waldenfels B. Sozialität und Alterität. Modi sozialer Erfahrung. Berlin: Suhrkamp, 2015. S. 150.
Westheimer R. Sigmund Freud hätte meine Kurse besuchen müssen // Süddeutsche Zeitung Magazin / Interview von Tobias Winstel. 8.6.2018. S. 25-29.
Lévinas E. Die Zeit und der Andere. Hamburg: Felix Meiner. 2003. S. 18-27.
Lerch E-M. Ganz Allein // Publik-Forum. 2018. № 8. S. 43-45.
Schellhammer B. Eine phanomenologische Annaherung an die Erfahrung der Einsamkeit // Internationale Zeitschrift fur Philosophie und Psychosomatik / Herausgeber: Wolfgang Eirund und Joachim Heil. 2018. № 2. S. 1-11.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Г М Тихонов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.