ПОВРЕЖДЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЕДНЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-3-52-67Ключевые слова:
интериоризация, системное мышление, критическое мышление, способность к обучению, обедненная литературная среда, культурная сенситивностьАннотация
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на успешность (непрерывность, устойчивость и долгосрочность) интериоризации - перевода внешнего знания во внутреннее. Процесс интериоризации является целью образования и смыслом образовательного процесса. Среди факторов, способствующих успешности интериоризации, наиболее важным является природная сенситивность человека, выражающаяся в том числе в повышенной или пониженной чувствительности человека к восприятию культуры как системы и к усвоению культурных кодов. В ходе исследования было выявлено, что такой аспект культуры, как литературная среда, может оказывать поврежденное воздействие на интеллект человека и его способность к обучению, если она является обедненной, и созидающее, если она является обогащенной. Чтение и осмысление литературы позволяет человеку увидеть общество не как мыслимое единство, которого в реальности не существует, а как совокупность людей, объединенных разнообразием социальных связей. Социум, таким образом, предстает как сеть, а его восприятие формирует у человека системное мышление, необходимое для осуществления любой образовательной деятельности. Исследование показало, что обедненная литературная среда, с одной стороны, может быть фактом личности, не обладающей высокой культурной сенситивностью. А с другой стороны, она может быть фактом системы образования, внимание в которой к литературе существенно снижено. Все это напрямую влияет на способность человека принимать и усваивать новое знание. В завершение исследования был сделан вывод, что литература, как написанная на родном языке, так и переведенная, обогащает культурную среду, в которой пребывает человек. Она оказывает созидательное воздействие на интеллект человека и является положительным фактором в его обучении. Чтение и осмысление литературных произведений формирует непрерывное и устойчивое системное и критическое мышление.Библиографические ссылки
Назван лауреат Нобелевской премии по литературе // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20211007/literatura-1753505419.html (дата обращения: 10.09.2023).
Achebe Ch. Things Fall Apart. New York: Anchor Books, 1994. 202 p.
Сенегал // Мировой атлас данных // knoema. URL: https://ru.knoema.com/atlas/Сенегал/topics/Образование (дата обращения: 04.09.2023).
Бродский И. Нобелевская лекция // Электронная библиотека. URL: https://royallib.com/read/brodskiy_iosif/nobelevskaya_lektsiya.html#0 (дата обращения: 04.09.2023).
Глазунова О. "Нобелевская лекция" Иосифа Бродского: монолог или скрытая полемика? // Нева. 2017. № 12. С. 139-147.
Некипелова И. М. Глобализация языка: неизбежность или необходимость? // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3 (47). С. 351-363.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2: Проблемы общей психологии. Москва: Просвещение, 1982. 504 с.
Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. Москва: ВЛАДОС, 2006. 180 с.
Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии // Начальная школа. 2006. № 4. С. 39-46.
Creativity, oversensitivity, and rate of habituation / C. Martindale, K. Anderson, K. Moore, A. N. West // Personality and Individual Differences. Vol. 20, issue 4. April 1996. Рр. 423-427.
Consistency and functional specialization in the default mode brain network / B. J. Harrison, J. Pujol, M. Lopez-Sola, R. Hernandez-Ribas, J. Deus, et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2008. Vol. 105, no. 28. Pp. 9781-9786.
Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Москва: Политиздат, 1985. С. 316.
Некипелова И. М., Минасян С. М. Особенности нетиповой интериоризации осложненных многозначностью омонимов неродного языка (на примере соотношения слова "предложение" с соответствующими ему словами в английском языке и языке йоруба) // Cuadernosde Rusística Española. 2021. № 17. Рр. 117-133. (in Russ.). EDN: JOXNHB; DOI: 10.30827/cre.v17.21054
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 И М Некипелова, Э Ш Некипелов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.