ПОВРЕЖДЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЕДНЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Авторы

  • И. М. Некипелова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • Э. Ш. Некипелов Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-3-52-67

Ключевые слова:

интериоризация, системное мышление, критическое мышление, способность к обучению, обедненная литературная среда, культурная сенситивность

Аннотация

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на успешность (непрерывность, устойчивость и долгосрочность) интериоризации - перевода внешнего знания во внутреннее. Процесс интериоризации является целью образования и смыслом образовательного процесса. Среди факторов, способствующих успешности интериоризации, наиболее важным является природная сенситивность человека, выражающаяся в том числе в повышенной или пониженной чувствительности человека к восприятию культуры как системы и к усвоению культурных кодов. В ходе исследования было выявлено, что такой аспект культуры, как литературная среда, может оказывать поврежденное воздействие на интеллект человека и его способность к обучению, если она является обедненной, и созидающее, если она является обогащенной. Чтение и осмысление литературы позволяет человеку увидеть общество не как мыслимое единство, которого в реальности не существует, а как совокупность людей, объединенных разнообразием социальных связей. Социум, таким образом, предстает как сеть, а его восприятие формирует у человека системное мышление, необходимое для осуществления любой образовательной деятельности. Исследование показало, что обедненная литературная среда, с одной стороны, может быть фактом личности, не обладающей высокой культурной сенситивностью. А с другой стороны, она может быть фактом системы образования, внимание в которой к литературе существенно снижено. Все это напрямую влияет на способность человека принимать и усваивать новое знание. В завершение исследования был сделан вывод, что литература, как написанная на родном языке, так и переведенная, обогащает культурную среду, в которой пребывает человек. Она оказывает созидательное воздействие на интеллект человека и является положительным фактором в его обучении. Чтение и осмысление литературных произведений формирует непрерывное и устойчивое системное и критическое мышление.

Биографии авторов

И. М. Некипелова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного

Э. Ш. Некипелов, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

студент

Библиографические ссылки

Назван лауреат Нобелевской премии по литературе // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20211007/literatura-1753505419.html (дата обращения: 10.09.2023).

Achebe Ch. Things Fall Apart. New York: Anchor Books, 1994. 202 p.

Сенегал // Мировой атлас данных // knoema. URL: https://ru.knoema.com/atlas/Сенегал/topics/Образование (дата обращения: 04.09.2023).

Бродский И. Нобелевская лекция // Электронная библиотека. URL: https://royallib.com/read/brodskiy_iosif/nobelevskaya_lektsiya.html#0 (дата обращения: 04.09.2023).

Глазунова О. "Нобелевская лекция" Иосифа Бродского: монолог или скрытая полемика? // Нева. 2017. № 12. С. 139-147.

Некипелова И. М. Глобализация языка: неизбежность или необходимость? // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 3 (47). С. 351-363.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2: Проблемы общей психологии. Москва: Просвещение, 1982. 504 с.

Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. Москва: ВЛАДОС, 2006. 180 с.

Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии // Начальная школа. 2006. № 4. С. 39-46.

Creativity, oversensitivity, and rate of habituation / C. Martindale, K. Anderson, K. Moore, A. N. West // Personality and Individual Differences. Vol. 20, issue 4. April 1996. Рр. 423-427.

Consistency and functional specialization in the default mode brain network / B. J. Harrison, J. Pujol, M. Lopez-Sola, R. Hernandez-Ribas, J. Deus, et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2008. Vol. 105, no. 28. Pp. 9781-9786.

Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Москва: Политиздат, 1985. С. 316.

Некипелова И. М., Минасян С. М. Особенности нетиповой интериоризации осложненных многозначностью омонимов неродного языка (на примере соотношения слова "предложение" с соответствующими ему словами в английском языке и языке йоруба) // Cuadernosde Rusística Española. 2021. № 17. Рр. 117-133. (in Russ.). EDN: JOXNHB; DOI: 10.30827/cre.v17.21054

Загрузки

Опубликован

14.10.2023

Как цитировать

Некипелова, И. М., & Некипелов, Э. Ш. (2023). ПОВРЕЖДЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЕДНЕННОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЫ НА ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 19(3), 52–67. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-3-52-67

Выпуск

Раздел

Статьи