ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ДИСКУРСА (на материале популярных сайтов, корпусов и словарей)

Авторы

  • С. Д. Зливко Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • А. Т. Ургарчев Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • В. Д. Чибышев Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-4-86-93

Ключевые слова:

детский дискурс, моделирование естественного языка

Аннотация

В статье предложена систематизация инструментов для изучения детского дискурса (тезаурусы, корпусы текстов, речевые базы данных и др.). Отмечается, что моделирование языковой деятельности сопряжено с различными приемами изучения детской речи на разных этапах ее развития в тесной взаимосвязи с формируемыми когнитивными, социальными, психическими навыками и в соответствии с усвоенными гендерными стереотипами общения. Подчеркивается актуальность задачи создания реестра лингвистических ресурсов для изучения дискурса детей. В мультимодальных корпусах представлен как языковой, так и метаязыковой материал, моделирующий детский дискурс; корпус может быть снабжен разметкой для характеристики просодии речи, невербальных средств общения. В мультимодальных корпусах тексты связаны с другими материалами, что позволяет точно воспроизвести особенности коммуникации (пол, возраст, эмотивная стороны речи и др.). Указывается на разнообразие концепции словарей детской речи (контент-платформы, объяснительные словари, словари-тезаурусы, тематические, мотивационные, словари инноваций и др.). Акцентируется внимание на том, что лексикографические источники формируют новую отрасль лексикографии, которую можно связать как с разработкой теоретических основ нового направления исследований, так и с созданием словарей нового типа.

Биографии авторов

С. Д. Зливко, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики

А. Т. Ургарчев, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

студент, кафедра лингвистики

В. Д. Чибышев, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

студент, кафедра лингвистики

Библиографические ссылки

Гридина Т. А. Объяснительный словарь детской речи: лексикографический проект // Филологический класс, 2013. № 2 (32). С. 7-12.

Базы данных речи русских детей "INFANTRU" и "CHILDRU" / Е. Е. Ляксо, О. В. Фролова, А. Д. Громова, С. Ю Гайкова, А. В. Куражова, О. Д. Романова, М. А. Богорад, А. В. Остроухов, А. Н. Соловьев, Н. Ю. Смит // Речевые технологии || Speech Techology. 2009. № 2. P. 14.

Потапова Р. К., Потапов В. В. Речевые базы данных как часть мультимодальных корпусов в интернете // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. Выпуск 6 (797). 2018. С. 99-116.

Национальный корпус русского языка [сайт]. URL: https://ruscorpora.ru/s/axn0r (дата обращения: 06.12.2023).

Эйсмонт П. М. "Кондуит": корпус устных детских текстов // Корпусная лингвистика: тр. Междунар. конф. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 373-377.

List of children's speech corpora || Список корпусов детской речи // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_children%27s_speech_corpora (дата обращения: 06.12.2023).

Красноперова Е. С. Корпусные исследования детской речи: перспективы развития // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2021. № 2. С. 156-165. DOI: 10.26170/23067462_2021_02_13

Заикин Н. Детские рассказики для детей // Юность. 2011. № 11. С. 107-114.

Кульчицкая Л. В. Когнитивная метафора - концептуальная метафора - метафорическая модель: онтологический статус понятий // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. 15, № 1(77). С. 117-124.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Метафора в свете национальной ментальности: монография. Екатеринбург: [б. и.]. 2020. 226 с. ISBN 978-5-7186-1667-5

Эртнер Д. Е. История становления метафорологии как науки: методологические контуры интерпретации // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1, № 4. С. 167-174.

Гридина Т. А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреативного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива-4: монография / под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2018. С. 11-39.

Данюшина Л. А. Гендерные стереотипы в детском дискурсе // Язык. Текст. Дискурс. 2013. № 11. С. 206-210. EDN: RVQTNX

Говорят дети [сайт]. URL: https://det.org.ru (дата обращения: 01.06.2023).

Холодная М. А. Указ. соч.

Гридина Т. А. Феномен вербальной креативности в свете инноваций детской речи: методология анализа // Стратегические ориентиры современного образования: сб. науч. ст. Т. 2. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 69-72. DOI: 10.26170/Kso-2020-110

Гридина Т. А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреативного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива-4: монография / под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2018. С. 11-39.

Gardner Н. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N. Y.: Basiс Books, 1993. 440 p.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. И доп. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 272 с.

Ладенко И. С. Интеллект и логика. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 144 с.

Айзенк Ханс, Эванс Даррин. Энциклопедия психологических тестов: Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка / пер. с англ. Л. И. Кравцовой. Москва: ACT, 1997. 192 с. ISBN 5-7841-0565-5

Самигулина Ф. Г., Данюшина Л. А. Детский дискурс как лингвокогнитивный феномен: монография. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014. 204 с. ISBN 978-5-9906245-7-3

Данюшина Л. А. Детское словотворчество как лингвокогнитивный феномен // Речевая коммуникация в современной России: материалы III Междунар. конф.: в 2 т. Том 1. Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. 2013. С. 43-47.

Данюшина Л. А. Детский дискурс как феномен формирующейся языковой личноcти: диссертация на соискание ученой степени кандидата филол. наук: 10.02.01 - русский язык. Ростов-на-Дону: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", 2014. 207 с.

Загрузки

Опубликован

31.12.2023

Как цитировать

Зливко, С. Д., Ургарчев, А. Т., & Чибышев, В. Д. (2023). ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ДИСКУРСА (на материале популярных сайтов, корпусов и словарей). Социально-экономическое управление: теория и практика, 19(4), 86–93. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-4-86-93

Выпуск

Раздел

Статьи