ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ДИСКУРСА (на материале популярных сайтов, корпусов и словарей)
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-4-86-93Ключевые слова:
детский дискурс, моделирование естественного языкаАннотация
В статье предложена систематизация инструментов для изучения детского дискурса (тезаурусы, корпусы текстов, речевые базы данных и др.). Отмечается, что моделирование языковой деятельности сопряжено с различными приемами изучения детской речи на разных этапах ее развития в тесной взаимосвязи с формируемыми когнитивными, социальными, психическими навыками и в соответствии с усвоенными гендерными стереотипами общения. Подчеркивается актуальность задачи создания реестра лингвистических ресурсов для изучения дискурса детей. В мультимодальных корпусах представлен как языковой, так и метаязыковой материал, моделирующий детский дискурс; корпус может быть снабжен разметкой для характеристики просодии речи, невербальных средств общения. В мультимодальных корпусах тексты связаны с другими материалами, что позволяет точно воспроизвести особенности коммуникации (пол, возраст, эмотивная стороны речи и др.). Указывается на разнообразие концепции словарей детской речи (контент-платформы, объяснительные словари, словари-тезаурусы, тематические, мотивационные, словари инноваций и др.). Акцентируется внимание на том, что лексикографические источники формируют новую отрасль лексикографии, которую можно связать как с разработкой теоретических основ нового направления исследований, так и с созданием словарей нового типа.Библиографические ссылки
Гридина Т. А. Объяснительный словарь детской речи: лексикографический проект // Филологический класс, 2013. № 2 (32). С. 7-12.
Базы данных речи русских детей "INFANTRU" и "CHILDRU" / Е. Е. Ляксо, О. В. Фролова, А. Д. Громова, С. Ю Гайкова, А. В. Куражова, О. Д. Романова, М. А. Богорад, А. В. Остроухов, А. Н. Соловьев, Н. Ю. Смит // Речевые технологии || Speech Techology. 2009. № 2. P. 14.
Потапова Р. К., Потапов В. В. Речевые базы данных как часть мультимодальных корпусов в интернете // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. Выпуск 6 (797). 2018. С. 99-116.
Национальный корпус русского языка [сайт]. URL: https://ruscorpora.ru/s/axn0r (дата обращения: 06.12.2023).
Эйсмонт П. М. "Кондуит": корпус устных детских текстов // Корпусная лингвистика: тр. Междунар. конф. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 373-377.
List of children's speech corpora || Список корпусов детской речи // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_children%27s_speech_corpora (дата обращения: 06.12.2023).
Красноперова Е. С. Корпусные исследования детской речи: перспективы развития // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2021. № 2. С. 156-165. DOI: 10.26170/23067462_2021_02_13
Заикин Н. Детские рассказики для детей // Юность. 2011. № 11. С. 107-114.
Кульчицкая Л. В. Когнитивная метафора - концептуальная метафора - метафорическая модель: онтологический статус понятий // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. 15, № 1(77). С. 117-124.
Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Метафора в свете национальной ментальности: монография. Екатеринбург: [б. и.]. 2020. 226 с. ISBN 978-5-7186-1667-5
Эртнер Д. Е. История становления метафорологии как науки: методологические контуры интерпретации // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1, № 4. С. 167-174.
Гридина Т. А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреативного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива-4: монография / под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2018. С. 11-39.
Данюшина Л. А. Гендерные стереотипы в детском дискурсе // Язык. Текст. Дискурс. 2013. № 11. С. 206-210. EDN: RVQTNX
Говорят дети [сайт]. URL: https://det.org.ru (дата обращения: 01.06.2023).
Холодная М. А. Указ. соч.
Гридина Т. А. Феномен вербальной креативности в свете инноваций детской речи: методология анализа // Стратегические ориентиры современного образования: сб. науч. ст. Т. 2. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 69-72. DOI: 10.26170/Kso-2020-110
Гридина Т. А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреативного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива-4: монография / под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2018. С. 11-39.
Gardner Н. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. N. Y.: Basiс Books, 1993. 440 p.
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. И доп. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 272 с.
Ладенко И. С. Интеллект и логика. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 144 с.
Айзенк Ханс, Эванс Даррин. Энциклопедия психологических тестов: Коэффициент интеллектуальности вашего ребенка / пер. с англ. Л. И. Кравцовой. Москва: ACT, 1997. 192 с. ISBN 5-7841-0565-5
Самигулина Ф. Г., Данюшина Л. А. Детский дискурс как лингвокогнитивный феномен: монография. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014. 204 с. ISBN 978-5-9906245-7-3
Данюшина Л. А. Детское словотворчество как лингвокогнитивный феномен // Речевая коммуникация в современной России: материалы III Междунар. конф.: в 2 т. Том 1. Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. 2013. С. 43-47.
Данюшина Л. А. Детский дискурс как феномен формирующейся языковой личноcти: диссертация на соискание ученой степени кандидата филол. наук: 10.02.01 - русский язык. Ростов-на-Дону: ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", 2014. 207 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 С Д Зливко, А Т Ургарчев, В Д Чибышев
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.