МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОЙ СРЕДЕ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-1-61-71Ключевые слова:
волонтерство, профессиональные компетенции, управление образовательным процессом, социальная компетентностьАннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме управления формированием социальной компетентности личности, поскольку навыки успешного взаимодействия входят в состав универсальных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и становятся предметом изучения различных наук. Проведенный теоретический анализ категории социальной компетентности выявил множество подходов к ее изучению и пониманию: с одной стороны, это социально-психологическая особенность и характеристика личности, с другой - процесс управления образованием и формированием эффективной коммуникации. Изучение содержания, структуры и особенностей формирования социальной компетентности позволило выявить корреляцию с воспитательным процессом в вузе и волонтерской деятельностью. Выявлено, что развитие социальной активности личности соответствует принципам волонтерской деятельности, выдвинута гипотеза о возможности эффективного управления развитием социальной компетентности молодежи в рамках волонтерской деятельности образовательного учреждения. Проведенное исследование перспектив участия молодежи в волонтерской деятельности показало, что для молодежи интересными направлениями волонтерства названы те, в которых необходимо применение элементов социальной компетентности. По результатам авторского исследования проведена оценка готовности к участию по отдельным направлениям добровольчества, выявлены основные мотивы вовлечения и предложен перечень личностных качеств, составляющих социальную компетентность, необходимых для успешной деятельности. Предложен механизм управления формированием социальной компетентности в волонтерской среде на основе согласования личных и общественных интересов и даны предложения по формам взаимодействия волонтерского сообщества и социальной образовательной системы для формирования социальной компетентности молодежи через вовлечение в социальное проектирование. Проведен анализ социальных инициатив на информационных ресурсах добровольческой деятельности и сформированы предложения по интеграции волонтерства в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения.Библиографические ссылки
Волонтерство в России: сегодня, завтра // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volonterstvo-v-rossii-segodnya-i-zavtra (дата обращения: 15.11.2023).
Крупнейшая платформа для добрых дел // Добро.ru: мы вместе. URL: https://dobro.ru (дата обращения: 15.11.2023).
Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2019. 122 с. ISBN 978-5-00045-734-4
Лозгачева О. В. Волонтерское движение как условие развития социальной компетентности подростков // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 175-179.
Кашапов А. С. О модели становления конфликтной компетентности // Ярославский психологический вестник. 2007. Вып. 21. С. 75-80.
Качкина Л. С. Указ. соч. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-kompetentnost-sotrudnikov-i-osobennosti-ee-formirovaniya/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Чанышева Г. О. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 148-151.
Чертенко А. Л. Социальная компетентность как фактор повышения профессионализма служащих местного самоуправления // Чиновник. 2005. № 5 (39). С. 31-35.
Качкина Л. С. Социально-психологическая компетентность сотрудников и особенности ее формирования // Медицина и образование в Сибири. 2008. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-kompetentnost-sotrudnikov-i-osobennosti-ee-formirovaniya/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Каримова Л. Ш. Формирование социальной компетентности будущих педагогов-психологов как необходимое условие при работе с одаренными детьми // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 9. С. 71-78.
Колычева З. И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. № 6. С. 26-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedagoga-v-svete-modernizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Лавская Н. С. Социальная компетентность педагога-дефектолога // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 5. С. 70-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedagoga-defektologa/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Нурутдинова Ж. В. Критерии социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Педагогика. 2009. № 4. С. 109-111. EDN: KXXOKJ
Панов A. M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 101-103. EDN: ZJUUKT
Шевеленкова Т. Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. 1992. Вып. 5. С. 87-89.
Лидак Л. В., Мухортова Т. А. Педагогическая модель формирования социальной компетентности муниципальных служащих // Профессиональное образование в России. 2014. № 4. С. 36-41
Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: материалы международного конгресса. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н. А Некрасова, 2001. С. 240-242. EDN: YJIWID
Погудин М. В. Компетентностный вектор социализационной траектории развития студента-юриста // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 40-46.
Фролова Т. И. Академические ресурсы профессиональной специализации журналистов: предпосылки, функции, содержание и формы // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. № 5. С. 144-172.
Гороховская Н. А., Рулиене Л. Н. Социальная компетентность как цель образования личности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2017. №2. С. 16-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-kak-tsel-obrazovaniya-lichnosti/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Борисенко Е. Н., Жданова Г. А. Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений: монография. Кемерово, 2012. 170 с. ISBN 978-5-89289-693-1
Бейлина Н. С. Сущность понятия "социальная компетентность" // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3 (32). С. 97-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-sotsialnaya-kompetentnost/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996. 309 с. ISBN 5-87633-016-7
Колычева З. И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. № 6. С. 26-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedagoga-v-svete-modernizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Басова В. М. Формирование социальной компетентности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. С. 107-110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-kompetentnosti-lichnosti/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Новикова А. А. Формирование социальной компетентности студентов в высшей школе // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 4. С. 78-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-kompetentnosti-studentov-v-vysshey-shkole (дата обращения: 23.11.2023).
Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение: монография. Ульяновск, 2004. 228 с. ISBN 5-7432-0481-0
Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социологические исследования. 2009. № 7. C. 126-132. URL: https://studylib.ru/doc/2363498/social._naya-kompetentnost._-shkol._nikov-smysly-i (дата обращения: 23.11.2023).
Молчанова Е. В. Социальная компетентность студентов: педагогический аспект // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 11. С. 12-17. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2019-11-12-17. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/12387 (дата обращения: 23.11.2023).
Романов В. А. Социальная и эмоциональная компетентность: сравнительный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 189-192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-i-emotsionalnaya-kompetentnost-sravnitelnyy-analiz/viewer (дата обращения: 23.11.2023).
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996. 309 с. ISBN 5-87633-016-7
Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2019. 122 с. ISBN 978-5-00045-734-4
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Е А Перминова, С Ю Фисенко, О М Перминова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.