МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОЙ СРЕДЕ

Авторы

  • Е. А. Перминова Государственный академический университет гуманитарных наук
  • С. Ю. Фисенко Государственный академический университет гуманитарных наук
  • О. М. Перминова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-1-61-71

Ключевые слова:

волонтерство, профессиональные компетенции, управление образовательным процессом, социальная компетентность

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме управления формированием социальной компетентности личности, поскольку навыки успешного взаимодействия входят в состав универсальных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и становятся предметом изучения различных наук. Проведенный теоретический анализ категории социальной компетентности выявил множество подходов к ее изучению и пониманию: с одной стороны, это социально-психологическая особенность и характеристика личности, с другой - процесс управления образованием и формированием эффективной коммуникации. Изучение содержания, структуры и особенностей формирования социальной компетентности позволило выявить корреляцию с воспитательным процессом в вузе и волонтерской деятельностью. Выявлено, что развитие социальной активности личности соответствует принципам волонтерской деятельности, выдвинута гипотеза о возможности эффективного управления развитием социальной компетентности молодежи в рамках волонтерской деятельности образовательного учреждения. Проведенное исследование перспектив участия молодежи в волонтерской деятельности показало, что для молодежи интересными направлениями волонтерства названы те, в которых необходимо применение элементов социальной компетентности. По результатам авторского исследования проведена оценка готовности к участию по отдельным направлениям добровольчества, выявлены основные мотивы вовлечения и предложен перечень личностных качеств, составляющих социальную компетентность, необходимых для успешной деятельности. Предложен механизм управления формированием социальной компетентности в волонтерской среде на основе согласования личных и общественных интересов и даны предложения по формам взаимодействия волонтерского сообщества и социальной образовательной системы для формирования социальной компетентности молодежи через вовлечение в социальное проектирование. Проведен анализ социальных инициатив на информационных ресурсах добровольческой деятельности и сформированы предложения по интеграции волонтерства в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

Биографии авторов

Е. А. Перминова, Государственный академический университет гуманитарных наук

студент, восточный факультет

С. Ю. Фисенко, Государственный академический университет гуманитарных наук

студент, восточный факультет

О. М. Перминова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Библиографические ссылки

Волонтерство в России: сегодня, завтра // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volonterstvo-v-rossii-segodnya-i-zavtra (дата обращения: 15.11.2023).

Крупнейшая платформа для добрых дел // Добро.ru: мы вместе. URL: https://dobro.ru (дата обращения: 15.11.2023).

Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2019. 122 с. ISBN 978-5-00045-734-4

Лозгачева О. В. Волонтерское движение как условие развития социальной компетентности подростков // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 175-179.

Кашапов А. С. О модели становления конфликтной компетентности // Ярославский психологический вестник. 2007. Вып. 21. С. 75-80.

Качкина Л. С. Указ. соч. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-kompetentnost-sotrudnikov-i-osobennosti-ee-formirovaniya/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Чанышева Г. О. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 148-151.

Чертенко А. Л. Социальная компетентность как фактор повышения профессионализма служащих местного самоуправления // Чиновник. 2005. № 5 (39). С. 31-35.

Качкина Л. С. Социально-психологическая компетентность сотрудников и особенности ее формирования // Медицина и образование в Сибири. 2008. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-kompetentnost-sotrudnikov-i-osobennosti-ee-formirovaniya/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Каримова Л. Ш. Формирование социальной компетентности будущих педагогов-психологов как необходимое условие при работе с одаренными детьми // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 9. С. 71-78.

Колычева З. И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. № 6. С. 26-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedagoga-v-svete-modernizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Лавская Н. С. Социальная компетентность педагога-дефектолога // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 5. С. 70-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedagoga-defektologa/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Нурутдинова Ж. В. Критерии социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Педагогика. 2009. № 4. С. 109-111. EDN: KXXOKJ

Панов A. M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 101-103. EDN: ZJUUKT

Шевеленкова Т. Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. 1992. Вып. 5. С. 87-89.

Лидак Л. В., Мухортова Т. А. Педагогическая модель формирования социальной компетентности муниципальных служащих // Профессиональное образование в России. 2014. № 4. С. 36-41

Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: материалы международного конгресса. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н. А Некрасова, 2001. С. 240-242. EDN: YJIWID

Погудин М. В. Компетентностный вектор социализационной траектории развития студента-юриста // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 40-46.

Фролова Т. И. Академические ресурсы профессиональной специализации журналистов: предпосылки, функции, содержание и формы // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. № 5. С. 144-172.

Гороховская Н. А., Рулиене Л. Н. Социальная компетентность как цель образования личности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2017. №2. С. 16-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-kak-tsel-obrazovaniya-lichnosti/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Борисенко Е. Н., Жданова Г. А. Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений: монография. Кемерово, 2012. 170 с. ISBN 978-5-89289-693-1

Бейлина Н. С. Сущность понятия "социальная компетентность" // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3 (32). С. 97-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-sotsialnaya-kompetentnost/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996. 309 с. ISBN 5-87633-016-7

Колычева З. И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. № 6. С. 26-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-pedagoga-v-svete-modernizatsii-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Басова В. М. Формирование социальной компетентности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4. С. 107-110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-kompetentnosti-lichnosti/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Новикова А. А. Формирование социальной компетентности студентов в высшей школе // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 4. С. 78-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialnoy-kompetentnosti-studentov-v-vysshey-shkole (дата обращения: 23.11.2023).

Калинина Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение: монография. Ульяновск, 2004. 228 с. ISBN 5-7432-0481-0

Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социологические исследования. 2009. № 7. C. 126-132. URL: https://studylib.ru/doc/2363498/social._naya-kompetentnost._-shkol._nikov-smysly-i (дата обращения: 23.11.2023).

Молчанова Е. В. Социальная компетентность студентов: педагогический аспект // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 11. С. 12-17. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2019-11-12-17. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/12387 (дата обращения: 23.11.2023).

Романов В. А. Социальная и эмоциональная компетентность: сравнительный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 189-192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-i-emotsionalnaya-kompetentnost-sravnitelnyy-analiz/viewer (дата обращения: 23.11.2023).

Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996. 309 с. ISBN 5-87633-016-7

Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2019. 122 с. ISBN 978-5-00045-734-4

Загрузки

Опубликован

08.04.2024

Как цитировать

Перминова, Е. А., Фисенко, С. Ю., & Перминова, О. М. (2024). МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОЙ СРЕДЕ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(1), 61–71. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-1-61-71

Выпуск

Раздел

Статьи