МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА К НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Авторы

  • Е. А. Окладникова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-2-98-106

Ключевые слова:

механизмы вовлечения студентов в научную работу, учебная и внеучебная научная работа студентов, РГПУ им. А. И. Герцена

Аннотация

В статье представлены результаты пилотажного социологического исследования по теме: «Зачем студентам педагогического вуза заниматься наукой». Объектом исследования стали студенты РГПУ им. А. И. Герцена, а предметом: процесс вовлечения их в работу студенческих научных объединений. Описан механизм приобщения студентов к внеучебной научной работе. Рассмотрена проблема существования двух типов таких механизмов: 1) тот, что служит привлечению в просветительско-развлекательной околонаучной детальности всех студентов университета и 2) направленный на вовлечение одаренных студентов в конкретную научную деятельность. Работа по теме осуществлялась при помощи совокупности методов. Первая группа методов: включенное наблюдение, формализованный, структурированный выборочный опрос с самозаполнением анкеты и др., а вторая - метод моделирования, включающий конструирование моделей, их проверку путем сопоставления модели с характеристиками оригинала. Результатом проведенной работы стало обоснование выдвинутой нами идеи о том, что модель механизма вовлечения студентов педагогического вуза в просветительско-развлекательную околонаучную деятельность отличается от модели вовлечения в собственно научную работу; был обобщен опыт действия механизма вовлечения студентов в конкретную научную работу (научные исследования кафедр, уникальные разработки НИРС небольшими студенческими коллективами, по теме, предложенной преподавателем, серьезно занимающимся наукой и др.); было установлено, что такая работа неэффективна без наличия политической воли руководства университета, действующего в соответствии с содержанием классической модели образования и социальным заказом. Даны рекомендации совершенствования механизма привлечения студентов к конкретно-научной работе.

Биография автора

Е. А. Окладникова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доктор исторических наук, профессор

Библиографические ссылки

Дорохова Т. Ю., Пучков Н. П. Факторы творческой активности студентов в научной деятельности // Вопросы современной науки и практики. 2021. № 3. С. 70-84.

Итоги конкурса молодых обществоведов «Грядущее знание». URL: https://delyagin.ru/articles/183-sobytija/111875-itogi-konkursa-molodykh-obshhestvovedov-grjadushhee-znanie (дата обращения: 18.06.2024)

Акманаева Д. Х. Научная деятельность студентов вузов как фактор повышения функциональности высшего профессионального образования : диссертация на соискание ученой степени канд. социол. наук : 22.00.04. Пенза, 2012.17 с.

Арсеньев В. Средневековый университет и наследие Марциана Капеллы // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 11. С. 1-3.

Иванова Г. М. Образовательная реформа 1958 года и общественные дискуссии о путях развития высшей школы в СССР // Историческая и социально-образовательная мысль. 2023. Т. 15. № 1. С. 55-75.

Monteiro S.С., Almeida L.S. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0001879115001050?via%3Dihub (дата обращения: 02.06.2024).

Rombokas M. High School Extracurricular Activities & College Grades. URL: http://www.eric.ed.gov/?id=ED391134 (дата обращения: 02.06.2024).

Иванайская Т. Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента : диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2010. 206 с.

Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории высшего педагогического образования, 1960-1980-е годы : диссертация на соискание ученой степени д-ра пед. наук: 13.00.01. Луганск, 1998. 258 c.

Зимняя И. А. Учебная научная деятельность // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 6. С. 3-13.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва ; Ростов-на-Дону, 2000. 480 с. Ч. 4. Гл. 1. С. 191-216.

Кириллова С. Научная работа учителя - не самоцель // Школьный уклад. URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200800108 (дата обращения: 18.06.2024).

Пирожкова О. Б. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 3-9.

Коновалов А. А. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 112-125.

Лицман Г. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально-квалификационного роста учителя: диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2000. 211 с.

Загрузки

Опубликован

09.07.2024

Как цитировать

Окладникова, Е. А. (2024). МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА К НАУЧНОЙ РАБОТЕ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(2), 98–106. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-2-98-106

Выпуск

Раздел

Статьи