МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА К НАУЧНОЙ РАБОТЕ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-2-98-106Ключевые слова:
механизмы вовлечения студентов в научную работу, учебная и внеучебная научная работа студентов, РГПУ им. А. И. ГерценаАннотация
В статье представлены результаты пилотажного социологического исследования по теме: «Зачем студентам педагогического вуза заниматься наукой». Объектом исследования стали студенты РГПУ им. А. И. Герцена, а предметом: процесс вовлечения их в работу студенческих научных объединений. Описан механизм приобщения студентов к внеучебной научной работе. Рассмотрена проблема существования двух типов таких механизмов: 1) тот, что служит привлечению в просветительско-развлекательной околонаучной детальности всех студентов университета и 2) направленный на вовлечение одаренных студентов в конкретную научную деятельность. Работа по теме осуществлялась при помощи совокупности методов. Первая группа методов: включенное наблюдение, формализованный, структурированный выборочный опрос с самозаполнением анкеты и др., а вторая - метод моделирования, включающий конструирование моделей, их проверку путем сопоставления модели с характеристиками оригинала. Результатом проведенной работы стало обоснование выдвинутой нами идеи о том, что модель механизма вовлечения студентов педагогического вуза в просветительско-развлекательную околонаучную деятельность отличается от модели вовлечения в собственно научную работу; был обобщен опыт действия механизма вовлечения студентов в конкретную научную работу (научные исследования кафедр, уникальные разработки НИРС небольшими студенческими коллективами, по теме, предложенной преподавателем, серьезно занимающимся наукой и др.); было установлено, что такая работа неэффективна без наличия политической воли руководства университета, действующего в соответствии с содержанием классической модели образования и социальным заказом. Даны рекомендации совершенствования механизма привлечения студентов к конкретно-научной работе.Библиографические ссылки
Дорохова Т. Ю., Пучков Н. П. Факторы творческой активности студентов в научной деятельности // Вопросы современной науки и практики. 2021. № 3. С. 70-84.
Итоги конкурса молодых обществоведов «Грядущее знание». URL: https://delyagin.ru/articles/183-sobytija/111875-itogi-konkursa-molodykh-obshhestvovedov-grjadushhee-znanie (дата обращения: 18.06.2024)
Акманаева Д. Х. Научная деятельность студентов вузов как фактор повышения функциональности высшего профессионального образования : диссертация на соискание ученой степени канд. социол. наук : 22.00.04. Пенза, 2012.17 с.
Арсеньев В. Средневековый университет и наследие Марциана Капеллы // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 11. С. 1-3.
Иванова Г. М. Образовательная реформа 1958 года и общественные дискуссии о путях развития высшей школы в СССР // Историческая и социально-образовательная мысль. 2023. Т. 15. № 1. С. 55-75.
Monteiro S.С., Almeida L.S. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0001879115001050?via%3Dihub (дата обращения: 02.06.2024).
Rombokas M. High School Extracurricular Activities & College Grades. URL: http://www.eric.ed.gov/?id=ED391134 (дата обращения: 02.06.2024).
Иванайская Т. Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента : диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2010. 206 с.
Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории высшего педагогического образования, 1960-1980-е годы : диссертация на соискание ученой степени д-ра пед. наук: 13.00.01. Луганск, 1998. 258 c.
Зимняя И. А. Учебная научная деятельность // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 6. С. 3-13.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва ; Ростов-на-Дону, 2000. 480 с. Ч. 4. Гл. 1. С. 191-216.
Кириллова С. Научная работа учителя - не самоцель // Школьный уклад. URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200800108 (дата обращения: 18.06.2024).
Пирожкова О. Б. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 3-9.
Коновалов А. А. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 112-125.
Лицман Г. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально-квалификационного роста учителя: диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2000. 211 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Е А Окладникова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.