МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ г. ИЖЕВСКА

Авторы

  • Н. Г. Соколова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-3-77-99

Ключевые слова:

маркетинговое исследование экологической культуры, социально-этический маркетинг, экологическая культура, корпоративная социальная ответственность, экологический менеджмент

Аннотация

В статье представлены результаты маркетингового исследования экологической культуры и поведения населения города Ижевска в 2023 г. Определены цели и задачи, исследуемая совокупность, численность и структура выборки, инструментарий анализа. Дана оценка полученной фактической выборки, на основе которой сформирована база данных и проведена оценка экологической культуры и поведения. Данное исследование инициировано автором статьи с целью апробации разработанной ранее маркетинговой модели оценки уровня экологической культуры и поведения населения «познание - чувство - действие». Исследование стало необходимым для обоснования ряда положений в области: экологического управления и менеджмента на фоне возрастающих экологических проблем в России и ее регионах; систематизации представлений о корпоративной социальной ответственности с позиции обоснования рациональности ее применения; формирования маркетинговой методологии исследования экологической культуры и поведения населения. На основе результатов массового выборочного опроса дана общая и посегментная оценка экологической культуры и поведения населения г. Ижевска в 2023 г. Опрос позволил зафиксировать ряд показателей когнитивной, аффективной и поведенческой реакции населения в экологической сфере в целом и по сегментам: «молодое» население (18-44 лет); население «среднего возраста» (45-59 лет), люди «пожилого» возраста (старше 60 лет). Исследована структура знаний экологических проектов и программ, общественных и государственные органов/учреждений, отвечающих за состояние экологии в г. Ижевске и Удмуртии. Зафиксирована оценка экологической обстановки в городе Ижевске по сегментам, отмечена дифференциация мнений людей относительно последствий ухудшения экологии и актуальности экологических проблем. Косвенное исследование поведенческих установок «ответственного гражданина» позволило оценить нормы поведения населения и его готовность к действиям. На основе мнения людей сформирован рейтинг актуальности мер для улучшения экологической ситуации в г. Ижевске и Удмуртской Республике. В итоге дана оценка экологической культуры по сегментам в модели «познание - чувство - действие», которая проиллюстрирована графически.

Биография автора

Н. Г. Соколова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры

Библиографические ссылки

Якимова Е. Н. Анализ результатов исследования формирования экологической культуры в среде студенчества как инструмент преодоления экологического кризиса // Глобальный научный потенциал. 2023. № 9 (150). С. 30-32. EDN: UGAUVU

Корунова В. О. Экологическая культура в Республике Татарстан: оценка экологической информированности населения // Электронный экономический вестник Татарстана. 2022. № 4. С. 69-73. EDN RXACEG

Алексеев С. В., Оганов Р. С., Тутынина Е. В. К вопросу об оценке уровня экологической культуры населения Санкт-Петербурга // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2022. Т. 3, № 1. С. 30-42. DOI: 10.24412/2713-1831-2022-1-30-42. EDN: VHACRM

Структурные компоненты экологической культуры / М. Н. Алексеева, Е. А. Гринева, О. В. Краснова [и др.] // Библиотека журнала Методист. 2022. № 4. С. 23-32. EDN: MEBYRH

Великий П. П. Актуальные аспекты социологического исследования экологической культуры // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2023. № 1. С. 70-81. EDN: ANZSNW

Соколова Н. Г. Исследование поведенческой реакции населения в сфере услуг местной администрации: маркетинговый подход // Казанский экономический вестник. 2014. № 1 (9). С. 67-73. EDN: SBZHFX

Новосельский С. О., Булавина М. А. Сущность и особенности функционирования системы социального партнерства в рамках модели корпоративной социальной ответственности // Вестник Института мировых цивилизаций. 2023. Т. 14, № 2 (39). С. 66-70. EDN: MSOACZ

Ромайкин П. Д., Дорофеев М. Л. Негосударственное социальное обеспечение и корпоративная социальная ответственность: оценка потенциала исследований в Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2023. № 11. С. 157-161. EDN: YLGRGU

Леоненко Е. А. Корпоративная социальная ответственность (CSR), устойчивое развитие (SD) и ESG как маркеры социального развития государства и бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 11-2. С. 230-240. DOI: 10.17513/vaael.3081. EDN: CPYRGK

Каримова С. А. Корпоративная социальная ответственность как источник социального капитала организации : монография. Москва : Креативная экономика, 2020. 208 с. ISBN 978-5-91292-311-1. DOI: 10.18334/9785912923111. EDN: VJFMBB

Максаев А. А. Социально-этичный маркетинг в реализации корпоративной социальной ответственности вузов на региональных рынках : диссертация на соискание ученой степени д-ра экон. наук. Ростов, 2022. 453 с. EDN: QLLDHW

Соколова Н. Г., Горохов М. М., Мищенкова О. В. Анализ рациональных основ применения стратегии корпоративной социальной ответственности // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2023. Т. 33, № 3. С. 461-467. DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-461-467. EDN: JTRVPL

Свинин С. В., Дядик В. В. Корпоративная социальная ответственность промышленных предприятий как фактор повышения конкурентоспособности региональных социально-экономических систем // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 5 (118). С. 137-143. DOI: 10.24158/pep.2023.5.19. EDN: TAHOVE

Сальманов С. М., Аржаев Ф. И., Сольяшинова О. А. Экология, природопользование и эффективность использования природного капитала в России // Дискуссия. 2023. № 4 (119). С. 108-120. DOI: 10.46320/2077-7639-2023-3-119-108-120. EDN: TUMVEV

Попова Т. В., Харламов Н. Р. Влияние организационной культуры на эффективность экологического управления хозяйственным объектом // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2022. Т. 3, № 1. С. 37-48. DOI: 10.18334/social.3.1.114273. EDN: KRIDQW

Парасоцкая Н. Н., Мезенцева Т. М., Мезенцев А. А. Аналитическое исследование влияния экологии на экономическую безопасность государства России // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 2, № 10 (139). С. 44-52. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.10.02.005. EDN: LUBJJB

Загрузки

Опубликован

07.10.2024

Как цитировать

Соколова, Н. Г. (2024). МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ г. ИЖЕВСКА. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(3), 77–99. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-3-77-99

Выпуск

Раздел

Статьи