Образовательный потенциал прикладной социологии: из опыта работы Лаборатории прикладной и практической этики
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-4-72-80Ключевые слова:
анкетирование, социология образования, прикладная этика, прикладная социологияАннотация
В статье подчеркивается недостаточная изученность потенциала практико-прикладного инструментария социологии в решении проблемы повышения эффективности образования, чем и обусловлена актуальность исследования. Отмечается, что методы прикладной социологии (в первую очередь: анкетирование, опрос, экспертное интервью, метод фокус-групп), применяемые в образовании, позволяют не только установить уровень сформированности компетенций, но и непосредственно способствуют формированию последних. Возможности методологии прикладной социологии исследуются на материале, полученном в ходе работы лаборатории прикладной и практической этики. Показано, что методы прикладной социологии способны интегрировать инновации (компетентностный подход, экологизация образования, инклюзивное образование и др.), внедряемые в сферу образования. На основе анализа работы с аспирантами красноярских вузов в ходе преподавания дисциплины «История и философия науки» появилась возможность установить, что социологический прикладной инструментарий эффективен в образовании, т. к. не только является средством обратной связи, но и стимулирует рефлексию о степени сформированности навыков и приобретении компетенций. Отмечается, что в ситуации работы со взрослыми людьми, каковыми являются аспиранты, обладающие профессиональными знаниями, это особенно важно. В статье представлен опыт применения методов прикладной социологии для анализа качества образовательного процесса. Акцентируется важность прикладных социологических методов для мониторинга освоения, формирования компетенций и в качестве обратной связи с обучающимися. Обосновывается мысль о том, что проектная мастерская как технология опережающего обучения, наиболее соответствующая требованиям стремительно меняющегося мира, невозможна без качественного мониторинга, социологического опроса.Библиографические ссылки
Епархина О. В. Цифровые методы прикладной социологии в оценках молодых исследователей // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9, № 3. С. 290-299. DOI: 10.18255/2412-6519-2023-3-290-299. EDN: ARWTWS
Scârneci-Domnișoru Florentina. Practising sociology: the role of theory in applied research // ResearchGate. March 2024. DOI: 10.31235/osf.io/h5qmn
Философская практика и высшее образование: в поисках координат построения индивидуальной траектории субъекта образования нового типа / Л. Д. Александрова, О. Блинова, В. О. Богданова [и др.]. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 224 с. ISBN 978-5-696-05026-3. EDN: FDXZEP
Викторук Е. Н., Минеев В. В. Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 71-77.
Викторук Е. Н., Минеев В. В. Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 71-77.
Методологические основания социологии управления / Н. Л. Захаров, А. В. Воронцов, А. Л. Кузнецов [и др.] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 2. С. 251-267. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-251-267. EDN: FOVIOU
Викторук Е. Н., Черняева А. С. Особенности педагогического эксперимента (на примере аспирантского семинара-практикума) // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2022. Т. 11. № 3. С. 14-19. DOI: 10.12737/2306-1731-2022-11-3-14-19. EDN: ABNKKV
Викторук Е. Н., Минеев В. В. Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 71-77.
Беляева Е. В. Прикладная социология и прикладная этика: соотношение ценностей // Ведомости прикладной этики. 2017. № 50. С. 206-214. EDN: ZEYXET
Sherraden Michael. Keynote Address: Asking Questions Well: The Role of Theory in Applied Social Research // ResearchGate. April 2000. URL: https://www.researchgate.net/publication/301716666_Keynote_Address_Asking_Questions_Well_The_Role_of_Theory_in_Applied_Social_Research (дата обращения: 30.07.2024).
Бакштановский В. И., Богданова М. В. Этика науки в университете (опыт коллективной экспертной рефлексии) // Ведомости прикладной этики. 2024. № 1 (63). С. 114-138. EDN: CAVOQN
Suleimankadieva A., Petrov M., Kuznetsov A. Digital educational ecosystem as a tool for the intellectual capital development // SHS Web of Conferences, Perm. Vol. 116. Perm: EDP Sciences, 2021. P. 00060. DOI: 10.1051/shsconf/202111600060. EDN: FZEJBB
Kim Se Jeong. Exploring the Effects School Life Records on University Admission Policies and Students’ Experience // International Journal of Applied Sociology. 2021. 11 (2). Pp. 82-89. DOI: 10.5923/j.ijas.20211102.03
Методологические основания социологии управления / Н. Л. Захаров, А. В. Воронцов, А. Л. Кузнецов [и др.] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 2. С. 251-267. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-251-267. EDN: FOVIOU
Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт ; пер. с англ. С. Л. Лопатиной ; под ред. М. А. Завадской, В. В. Костенко, А. А. Широкановой, науч. ред. Э. Д. Понарин. Москва : Мысль, 2018. 347 с.
Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований : монография / В. А. Аникин, Е. В. Антонов, В. К. Антонова [и др.]. Москва : ВЦИОМ, 2023. 462 с. ISBN 978-5-906345-47-9. EDN: ZHHTSU
Захаров Н. Л. Теория социальных регуляторов : монография / науч. ред. М. Б. Перфильева. Москва : ИНФРА-М, 2024. 241 с. ISBN 978-5-16-019447-9. DOI: 10.12737/2119965. EDN: PPJZER
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Е Н Викторук, В В Минеев, А С Черняева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.