Образовательный потенциал прикладной социологии: из опыта работы Лаборатории прикладной и практической этики

Авторы

  • Е. Н. Викторук Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН»
  • В. В. Минеев Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН»
  • А. С. Черняева Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-4-72-80

Ключевые слова:

анкетирование, социология образования, прикладная этика, прикладная социология

Аннотация

В статье подчеркивается недостаточная изученность потенциала практико-прикладного инструментария социологии в решении проблемы повышения эффективности образования, чем и обусловлена актуальность исследования. Отмечается, что методы прикладной социологии (в первую очередь: анкетирование, опрос, экспертное интервью, метод фокус-групп), применяемые в образовании, позволяют не только установить уровень сформированности компетенций, но и непосредственно способствуют формированию последних. Возможности методологии прикладной социологии исследуются на материале, полученном в ходе работы лаборатории прикладной и практической этики. Показано, что методы прикладной социологии способны интегрировать инновации (компетентностный подход, экологизация образования, инклюзивное образование и др.), внедряемые в сферу образования. На основе анализа работы с аспирантами красноярских вузов в ходе преподавания дисциплины «История и философия науки» появилась возможность установить, что социологический прикладной инструментарий эффективен в образовании, т. к. не только является средством обратной связи, но и стимулирует рефлексию о степени сформированности навыков и приобретении компетенций. Отмечается, что в ситуации работы со взрослыми людьми, каковыми являются аспиранты, обладающие профессиональными знаниями, это особенно важно. В статье представлен опыт применения методов прикладной социологии для анализа качества образовательного процесса. Акцентируется важность прикладных социологических методов для мониторинга освоения, формирования компетенций и в качестве обратной связи с обучающимися. Обосновывается мысль о том, что проектная мастерская как технология опережающего обучения, наиболее соответствующая требованиям стремительно меняющегося мира, невозможна без качественного мониторинга, социологического опроса.

Биографии авторов

Е. Н. Викторук, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН»

доктор философских наук, профессор

В. В. Минеев, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева; ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН»

доктор философских наук, профессор

А. С. Черняева, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

кандидат философских наук, доцент

Библиографические ссылки

Епархина О. В. Цифровые методы прикладной социологии в оценках молодых исследователей // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9, № 3. С. 290-299. DOI: 10.18255/2412-6519-2023-3-290-299. EDN: ARWTWS

Scârneci-Domnișoru Florentina. Practising sociology: the role of theory in applied research // ResearchGate. March 2024. DOI: 10.31235/osf.io/h5qmn

Философская практика и высшее образование: в поисках координат построения индивидуальной траектории субъекта образования нового типа / Л. Д. Александрова, О. Блинова, В. О. Богданова [и др.]. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 224 с. ISBN 978-5-696-05026-3. EDN: FDXZEP

Викторук Е. Н., Минеев В. В. Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 71-77.

Викторук Е. Н., Минеев В. В. Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 71-77.

Методологические основания социологии управления / Н. Л. Захаров, А. В. Воронцов, А. Л. Кузнецов [и др.] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 2. С. 251-267. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-251-267. EDN: FOVIOU

Викторук Е. Н., Черняева А. С. Особенности педагогического эксперимента (на примере аспирантского семинара-практикума) // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2022. Т. 11. № 3. С. 14-19. DOI: 10.12737/2306-1731-2022-11-3-14-19. EDN: ABNKKV

Викторук Е. Н., Минеев В. В. Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 71-77.

Беляева Е. В. Прикладная социология и прикладная этика: соотношение ценностей // Ведомости прикладной этики. 2017. № 50. С. 206-214. EDN: ZEYXET

Sherraden Michael. Keynote Address: Asking Questions Well: The Role of Theory in Applied Social Research // ResearchGate. April 2000. URL: https://www.researchgate.net/publication/301716666_Keynote_Address_Asking_Questions_Well_The_Role_of_Theory_in_Applied_Social_Research (дата обращения: 30.07.2024).

Бакштановский В. И., Богданова М. В. Этика науки в университете (опыт коллективной экспертной рефлексии) // Ведомости прикладной этики. 2024. № 1 (63). С. 114-138. EDN: CAVOQN

Suleimankadieva A., Petrov M., Kuznetsov A. Digital educational ecosystem as a tool for the intellectual capital development // SHS Web of Conferences, Perm. Vol. 116. Perm: EDP Sciences, 2021. P. 00060. DOI: 10.1051/shsconf/202111600060. EDN: FZEJBB

Kim Se Jeong. Exploring the Effects School Life Records on University Admission Policies and Students’ Experience // International Journal of Applied Sociology. 2021. 11 (2). Pp. 82-89. DOI: 10.5923/j.ijas.20211102.03

Методологические основания социологии управления / Н. Л. Захаров, А. В. Воронцов, А. Л. Кузнецов [и др.] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 2. С. 251-267. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-251-267. EDN: FOVIOU

Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт ; пер. с англ. С. Л. Лопатиной ; под ред. М. А. Завадской, В. В. Костенко, А. А. Широкановой, науч. ред. Э. Д. Понарин. Москва : Мысль, 2018. 347 с.

Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований : монография / В. А. Аникин, Е. В. Антонов, В. К. Антонова [и др.]. Москва : ВЦИОМ, 2023. 462 с. ISBN 978-5-906345-47-9. EDN: ZHHTSU

Захаров Н. Л. Теория социальных регуляторов : монография / науч. ред. М. Б. Перфильева. Москва : ИНФРА-М, 2024. 241 с. ISBN 978-5-16-019447-9. DOI: 10.12737/2119965. EDN: PPJZER

Загрузки

Опубликован

28.12.2024

Как цитировать

Викторук, Е. Н., Минеев, В. В., & Черняева, А. С. (2024). Образовательный потенциал прикладной социологии: из опыта работы Лаборатории прикладной и практической этики. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(4), 72–80. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-4-72-80

Выпуск

Раздел

Статьи