ВНЕУЧЕБНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-4-89-98Ключевые слова:
мотивация ВНД, студенческое научное общество (СНО), учебно-исследовательская деятельность, вуз, внеучебная научная деятельность (ВНД)Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей организации и развития внеучебной научной деятельности (ВНД) студентов в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена). Обосновывается мысль о важности ВНД в подготовке будущих педагогов в связи с возрастающими требованиями к качеству подготовки педагогических кадров, соответствию системы высшего образования вызовам современности и необходимости усиления роли научной деятельности в образовательном процессе. На основе анализа данных, собранных в ходе глубинного интервью, в котором приняли участие ведущие специалисты различных структурных подразделений вуза, курирующие внеучебную научную деятельность студентов, раскрыты механизмы и формы организации ВНД в РГПУ им. А. И. Герцена. Основное внимание уделено функционированию студенческих научных обществ (СНО), которые выступают ключевыми элементами системы внеучебных научных инициатив. Подчеркивается, что СНО обладают гибкой структурой и являются наиболее успешной формой студенческого самоуправления, позволяющей сочетать индивидуальные научные интересы обучающихся с задачами образовательной программы. Дается развернутая характеристика основных функций СНО, таких как развитие исследовательских компетенций студентов, поддержка научных мероприятий и помощь в публикации научных работ. Обсуждаются проблемы, возникающие в процессе организации ВНД, включая низкую мотивацию значительной части студентов и недостаток ресурсов для проведения полноценных научных исследований. В статье представлены предложения по улучшению организации и развитию ВНД. Среди них выделяются меры по привлечению студентов к научной жизни вуза с первых курсов, повышению привлекательности научно-исследовательской деятельности, поддержке и совершенствованию системы поощрений, а также созданию условий для эффективного функционирования институциональной инфраструктуры студенческой науки.Библиографические ссылки
Астафьев А. Ю. Проблемы организации и развития внеучебной научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 1. С. 24-27. EDN: JUABOY
Индикаторы науки: 2019: статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. А. Дьяченко и др. Москва : НИУ ВШЭ, 2019. 328 с. URL: https://www.hse.ru/data/2019/05/07/1502498137/in2019.pdf (дата обращения: 18.11.2024).
Щеглова И. А., Дремова О. В. Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов: информационный бюллетень // Мониторинг экономики образования. № 10 (27). Москва: Высшая школа экономики, 2022. 36 с.
Кандаурова А. В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 207. С. 47-57. DOI: 10.33910/1992-6464-2023-207-47-57. EDN: PQBACM
Тарасова А. В. Проектная деятельность как инструмент совершенствования навыков научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Проектирование. Опыт. Результат. 2024. № 1. С. 89-94. EDN: YHADPD
Чертовских О. О. Научно-исследовательская работа студентов вуза как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста // Человеческий капитал. 2023. № 12-1(180). С. 219-226. DOI: 10.25629/HC.2023.12.20. EDN: RCUFMK
Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / И. В. Плотникова, Л. А. Редько, Е. А. Шевелева, О. Н. Ефремова // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 61. DOI: 10.17513/spno.30669. EDN: ADORNK
Кандаурова А. В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 207. С. 47-57. DOI: 10.33910/1992-6464-2023-207-47-57. EDN: PQBACM
Monteiro S. С., Almeida L. S. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students. URL:https://www.researchgate.net/publication/282407613 (дата обращения: 02.11.2024).
Abduramanova D. V. Significat features of organizing scientific extracurricular activities // Academic research in educational sciences. 2020. Vol. 1. Issue 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/significat-features-of-organizing-scientific-extracurricular-activities/viewer (дата обращения: 02.11.2024).
Ямбашева Ю. В. Научно-исследовательская и проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала студентов // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 2-2(20). С. 309-311. EDN: OBLUGK
Пирожкова О. Б., Бубнова И. С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2022. № 1. С. 3-9. DOI: 10.55523/27822559_2022_1(5)_3. EDN: QTRNZI
Кокаева Л. Х. Моделирование научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза: из опыта работы // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2 (95). С. 92-94. EDN: BITCER
Дорохова Т. Ю., Пучков Н. П. Факторы творческой активности студентов в научной деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2021. № 3 (81). С. 70-84. DOI: 10.17277/voprosy.2021.03.pp.070-084. EDN: QNJCEN
Голубева И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: попытка определения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 2. С. 73-86. EDN: JDWIIQ
Захаров Н. Л. Теория социальных регуляторов : монография. Москва: ИНФРА-М, 2024. 241 с. ISBN 978-5-16-019447-9. DOI: 10.12737/2119965. EDN: PPJZER
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Ю В Рахманова, О Г Цыплакова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.