ВНЕУЧЕБНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Авторы

  • Ю. В. Рахманова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • О. Г. Цыплакова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-4-89-98

Ключевые слова:

мотивация ВНД, студенческое научное общество (СНО), учебно-исследовательская деятельность, вуз, внеучебная научная деятельность (ВНД)

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей организации и развития внеучебной научной деятельности (ВНД) студентов в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена). Обосновывается мысль о важности ВНД в подготовке будущих педагогов в связи с возрастающими требованиями к качеству подготовки педагогических кадров, соответствию системы высшего образования вызовам современности и необходимости усиления роли научной деятельности в образовательном процессе. На основе анализа данных, собранных в ходе глубинного интервью, в котором приняли участие ведущие специалисты различных структурных подразделений вуза, курирующие внеучебную научную деятельность студентов, раскрыты механизмы и формы организации ВНД в РГПУ им. А. И. Герцена. Основное внимание уделено функционированию студенческих научных обществ (СНО), которые выступают ключевыми элементами системы внеучебных научных инициатив. Подчеркивается, что СНО обладают гибкой структурой и являются наиболее успешной формой студенческого самоуправления, позволяющей сочетать индивидуальные научные интересы обучающихся с задачами образовательной программы. Дается развернутая характеристика основных функций СНО, таких как развитие исследовательских компетенций студентов, поддержка научных мероприятий и помощь в публикации научных работ. Обсуждаются проблемы, возникающие в процессе организации ВНД, включая низкую мотивацию значительной части студентов и недостаток ресурсов для проведения полноценных научных исследований. В статье представлены предложения по улучшению организации и развитию ВНД. Среди них выделяются меры по привлечению студентов к научной жизни вуза с первых курсов, повышению привлекательности научно-исследовательской деятельности, поддержке и совершенствованию системы поощрений, а также созданию условий для эффективного функционирования институциональной инфраструктуры студенческой науки.

Биографии авторов

Ю. В. Рахманова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат социологических наук, доцент

О. Г. Цыплакова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

кандидат социологических наук, доцент

Библиографические ссылки

Астафьев А. Ю. Проблемы организации и развития внеучебной научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 1. С. 24-27. EDN: JUABOY

Индикаторы науки: 2019: статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. А. Дьяченко и др. Москва : НИУ ВШЭ, 2019. 328 с. URL: https://www.hse.ru/data/2019/05/07/1502498137/in2019.pdf (дата обращения: 18.11.2024).

Щеглова И. А., Дремова О. В. Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов: информационный бюллетень // Мониторинг экономики образования. № 10 (27). Москва: Высшая школа экономики, 2022. 36 с.

Кандаурова А. В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 207. С. 47-57. DOI: 10.33910/1992-6464-2023-207-47-57. EDN: PQBACM

Тарасова А. В. Проектная деятельность как инструмент совершенствования навыков научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Проектирование. Опыт. Результат. 2024. № 1. С. 89-94. EDN: YHADPD

Чертовских О. О. Научно-исследовательская работа студентов вуза как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста // Человеческий капитал. 2023. № 12-1(180). С. 219-226. DOI: 10.25629/HC.2023.12.20. EDN: RCUFMK

Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / И. В. Плотникова, Л. А. Редько, Е. А. Шевелева, О. Н. Ефремова // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 61. DOI: 10.17513/spno.30669. EDN: ADORNK

Кандаурова А. В. Студенческое научное общество: проблемы, история, перспективы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 207. С. 47-57. DOI: 10.33910/1992-6464-2023-207-47-57. EDN: PQBACM

Monteiro S. С., Almeida L. S. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students. URL:https://www.researchgate.net/publication/282407613 (дата обращения: 02.11.2024).

Abduramanova D. V. Significat features of organizing scientific extracurricular activities // Academic research in educational sciences. 2020. Vol. 1. Issue 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/significat-features-of-organizing-scientific-extracurricular-activities/viewer (дата обращения: 02.11.2024).

Ямбашева Ю. В. Научно-исследовательская и проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала студентов // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 2-2(20). С. 309-311. EDN: OBLUGK

Пирожкова О. Б., Бубнова И. С. Исследовательская компетентность педагога: сущность и диагностика // Педагогическая перспектива. 2022. № 1. С. 3-9. DOI: 10.55523/27822559_2022_1(5)_3. EDN: QTRNZI

Кокаева Л. Х. Моделирование научно-исследовательской работы студентов педагогического вуза: из опыта работы // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2 (95). С. 92-94. EDN: BITCER

Дорохова Т. Ю., Пучков Н. П. Факторы творческой активности студентов в научной деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2021. № 3 (81). С. 70-84. DOI: 10.17277/voprosy.2021.03.pp.070-084. EDN: QNJCEN

Голубева И. А. Научно-исследовательская деятельность студентов: попытка определения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 2. С. 73-86. EDN: JDWIIQ

Захаров Н. Л. Теория социальных регуляторов : монография. Москва: ИНФРА-М, 2024. 241 с. ISBN 978-5-16-019447-9. DOI: 10.12737/2119965. EDN: PPJZER

Загрузки

Опубликован

28.12.2024

Как цитировать

Рахманова, Ю. В., & Цыплакова, О. Г. (2024). ВНЕУЧЕБНАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(4), 89–98. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-4-89-98

Выпуск

Раздел

Статьи