СОЦИОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ: СТУДЕНТЫ О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Авторы

  • Н. И. Лобанова Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
  • Е. Н. Викторук Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
  • Л. Г. Лисина Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-1-102-113

Ключевые слова:

социологическое мышление, социология образования, непрофильные специальности, методика преподавания социологии, педагогический университет

Аннотация

Данная статья посвящена проблемам преподавания социологии студентам непрофильных специальностей (например, технических, гуманитарных, медицинских и т. п.). Пристальное внимание авторы уделяют особенностям преподавания социологии в педагогических вузах и проблеме повышения социологической грамотности будущих педагогов. Рассматриваются причины неэффективности действующей системы преподавания социологии в педагогических вузах. Представлен авторский подход к построению курса по социологии с учетом профессиональной специализации будущих учителей, продемонстрированы возможности этой дисциплины, во-первых, в качестве эффективного средства формирования не только общекультурных, но и профессиональных компетенций бакалавров и магистров педагогических направлений подготовки; во-вторых, как способа повышения профессионального самосознания выпускаемых специалистов. Данная статья написана с опорой на результаты исследования итоговых работ студентов-бакалавров второго курса филологического факультета и факультета иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, прошедших обучение по курсу «Социология» (авторская, инновационная версия), с 2019-го по 2023 учебные годы. Использованы сравнительный и нарративный анализ, приемы и методы интервью и эссе. Результатом проведенного исследования стало обоснование необходимости 1) построения учебного курса по социологии с учетом специфики профессиональной направленности тех студентов, которые являются целевой аудиторией данного курса; 2) разработки и введения дополнительных, помимо общего курса социологии, учебных дисциплин, таких, как «Социология образования» (для бакалавров) и «Социология высшей школы» (для магистров), которые будут способствовать формированию социологической культуры будущих педагогов и повышению уровня их профессиональной компетентности.

Биографии авторов

Н. И. Лобанова, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, экономики и права

Е. Н. Викторук, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

доктор философских наук, профессор

Л. Г. Лисина, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, экономики и права

Библиографические ссылки

Миллс Ч. Р. Социологическое воображение / пер. с англ. О. А. Оберемко; под общ. ред. и с предисл. Г. С. Батыгина, Москва: Nota Bene, 2001. 264 с. ISBN 5-8188-0033-4

Соловов А. А., Суханкина Н. В. Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024. № 2. С. 90-96. DOI: 10.18287/2542-0445-2024-30-2-90-96

Проданцов К. С., Храмова М. В. Социологическая культура педагога: место и роль в системе педагогического образования // Гаудеамус. 2023. № 22 (2). С. 23-35. DOI: 10.20310/1810-231Х-2023-22-2-23-35

Тихомирова Г. В. Преподавание социологии в непрофильных вузах по новым ФГОС 3+++ // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 1. С. 172-176.

Коломиец В. П., Разин П. В. Преподавание социологии студентам-журналистам // Медиаскоп. URL: http://www.mediascope.ru/2415 (дата обращения: 17.11. 2024).

Козловский С. В. Социология в провинциальном аграрном вузе (на примере ФГБОУ ВО "УдГАУ") // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2024. № 8 (1). С. 26-33.

Вражнова М. Н., Терновая Л. О. Особенности преподавания социологии в транспортном университете // Казачество. 2022. № 65 (8). С. 187-196.

Роль социально-гуманитарных дисциплин в подготовке обучающихся медицинского вуза / Е. В. Шишкина, А. И. Артюхина, В. И. Чумаков, Н. Д. Машлыкина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (156). С. 87-95. EDN: OJXGXS

Ткаченко О. В., Токарева Ю. М., Чумаков В. И. Компетентностно-деятельностный подход в преподавании социологии в медицинском вузе // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2. С. 270-273. EDN: YZLCKX

Павлова Л. А., Ермолаева Е. В. Социология в медицинском вузе: задачи и особенности // Academic research in educational sciences. 2022. № 2. С. 48-51.

Коган Е. А. К вопросу о преподавании социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Инновации в образовании. 2021. № 3. С. 28-34. EDN: FHHENH

Попова А. А. Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в МГТУ им. Н. Э. Баумана (на примере культурологии и социологии) // Гуманитарный вестник. 2016. № 8 (46). С. 2-12. DOI: 10.18698/2306-8477-2016-8-377

Матвеева Н. Ю. Задачи социологического образования в техническом вузе // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2019. № 5. С. 41-49. EDN: ZYWMPS

Социально-экономический анализ инновационного управления цифровыми медиа-коммуникациями: монография / Н. Л. Захаров, Н. Н. Покровская, Т. В. Сметанина [и др.]. Санкт-Петербург: ВВМ, 2022. 198 с. ISBN 978-5-9651-1392-7. EDN: ZLIHGO

Методологические основания социологии управления / Н. Л. Захаров, А. В. Воронцов, А. Л. Кузнецов [и др.] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 2. С. 251-267. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-251-267. EDN: FOVIOU

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Лобанова, Н. И., Викторук, Е. Н., & Лисина, Л. Г. (2025). СОЦИОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ: СТУДЕНТЫ О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 21(1), 102–113. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-1-102-113

Выпуск

Раздел

Статьи