СОЦИОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ: СТУДЕНТЫ О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-1-102-113Ключевые слова:
социологическое мышление, социология образования, непрофильные специальности, методика преподавания социологии, педагогический университетАннотация
Данная статья посвящена проблемам преподавания социологии студентам непрофильных специальностей (например, технических, гуманитарных, медицинских и т. п.). Пристальное внимание авторы уделяют особенностям преподавания социологии в педагогических вузах и проблеме повышения социологической грамотности будущих педагогов. Рассматриваются причины неэффективности действующей системы преподавания социологии в педагогических вузах. Представлен авторский подход к построению курса по социологии с учетом профессиональной специализации будущих учителей, продемонстрированы возможности этой дисциплины, во-первых, в качестве эффективного средства формирования не только общекультурных, но и профессиональных компетенций бакалавров и магистров педагогических направлений подготовки; во-вторых, как способа повышения профессионального самосознания выпускаемых специалистов. Данная статья написана с опорой на результаты исследования итоговых работ студентов-бакалавров второго курса филологического факультета и факультета иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, прошедших обучение по курсу «Социология» (авторская, инновационная версия), с 2019-го по 2023 учебные годы. Использованы сравнительный и нарративный анализ, приемы и методы интервью и эссе. Результатом проведенного исследования стало обоснование необходимости 1) построения учебного курса по социологии с учетом специфики профессиональной направленности тех студентов, которые являются целевой аудиторией данного курса; 2) разработки и введения дополнительных, помимо общего курса социологии, учебных дисциплин, таких, как «Социология образования» (для бакалавров) и «Социология высшей школы» (для магистров), которые будут способствовать формированию социологической культуры будущих педагогов и повышению уровня их профессиональной компетентности.Библиографические ссылки
Миллс Ч. Р. Социологическое воображение / пер. с англ. О. А. Оберемко; под общ. ред. и с предисл. Г. С. Батыгина, Москва: Nota Bene, 2001. 264 с. ISBN 5-8188-0033-4
Соловов А. А., Суханкина Н. В. Формирование у будущих педагогов навыков проведения социологического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2024. № 2. С. 90-96. DOI: 10.18287/2542-0445-2024-30-2-90-96
Проданцов К. С., Храмова М. В. Социологическая культура педагога: место и роль в системе педагогического образования // Гаудеамус. 2023. № 22 (2). С. 23-35. DOI: 10.20310/1810-231Х-2023-22-2-23-35
Тихомирова Г. В. Преподавание социологии в непрофильных вузах по новым ФГОС 3+++ // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4. № 1. С. 172-176.
Коломиец В. П., Разин П. В. Преподавание социологии студентам-журналистам // Медиаскоп. URL: http://www.mediascope.ru/2415 (дата обращения: 17.11. 2024).
Козловский С. В. Социология в провинциальном аграрном вузе (на примере ФГБОУ ВО "УдГАУ") // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2024. № 8 (1). С. 26-33.
Вражнова М. Н., Терновая Л. О. Особенности преподавания социологии в транспортном университете // Казачество. 2022. № 65 (8). С. 187-196.
Роль социально-гуманитарных дисциплин в подготовке обучающихся медицинского вуза / Е. В. Шишкина, А. И. Артюхина, В. И. Чумаков, Н. Д. Машлыкина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (156). С. 87-95. EDN: OJXGXS
Ткаченко О. В., Токарева Ю. М., Чумаков В. И. Компетентностно-деятельностный подход в преподавании социологии в медицинском вузе // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2. С. 270-273. EDN: YZLCKX
Павлова Л. А., Ермолаева Е. В. Социология в медицинском вузе: задачи и особенности // Academic research in educational sciences. 2022. № 2. С. 48-51.
Коган Е. А. К вопросу о преподавании социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Инновации в образовании. 2021. № 3. С. 28-34. EDN: FHHENH
Попова А. А. Проблемы и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в МГТУ им. Н. Э. Баумана (на примере культурологии и социологии) // Гуманитарный вестник. 2016. № 8 (46). С. 2-12. DOI: 10.18698/2306-8477-2016-8-377
Матвеева Н. Ю. Задачи социологического образования в техническом вузе // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2019. № 5. С. 41-49. EDN: ZYWMPS
Социально-экономический анализ инновационного управления цифровыми медиа-коммуникациями: монография / Н. Л. Захаров, Н. Н. Покровская, Т. В. Сметанина [и др.]. Санкт-Петербург: ВВМ, 2022. 198 с. ISBN 978-5-9651-1392-7. EDN: ZLIHGO
Методологические основания социологии управления / Н. Л. Захаров, А. В. Воронцов, А. Л. Кузнецов [и др.] // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 2. С. 251-267. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-251-267. EDN: FOVIOU
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Н И Лобанова, Е Н Викторук, Л Г Лисина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.