Выбор стратегии развития технического вуза в условиях решения задач обеспечения технологической независимости
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-46-55Ключевые слова:
технологическая независимость, развитие компетенций, технический вуз, стратегияАннотация
Акцентировано внимание на том, что в условиях усиления санкционного давления и стремления к технологическому суверенитету роль технических высших учебных заведений в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии инноваций становится особенно важной. В данной работе рассматриваются ключевые проблемы, стоящие перед техническими университетами: ограниченный доступ к зарубежным ресурсам, дефицит кадров в приоритетных отраслях, отставание от международных стандартов, недостаточная практическая подготовка студентов и слабое развитие цифровых и «мягких» навыков. Определены ключевые компетенции, требующие развития: технические, научно-исследовательские, проектные, междисциплинарные, цифровые, экономико-технологические и «мягкие» навыки. Предложены основные направления модернизации системы подготовки специалистов. Рассмотрены четыре возможные стратегии развития технических вузов: стратегия технологической автономии направлена на полное использование отечественных ресурсов и создание независимой образовательной системы; стратегия гибридного развития сочетает в себе элементы международного сотрудничества и опору на национальные технологии; стратегия инновационного прорыва фокусируется на уникальных разработках и развитии стартап-экосистемы в вузах; стратегия компетентностного консорциума предполагает сетевое взаимодействие вузов с промышленностью, наукой и другими образовательными организациями. Отмечено, что ключевыми условиями успешной реализации любой стратегии являются: государственная поддержка и финансирование; связь образования с реальным сектором экономики; подготовка преподавателей, способных работать по новым образовательным моделям; интеграция науки, производства и обучения; развитие цифровой инфраструктуры и доступа к современным технологиям. Делается вывод о том, что наиболее эффективной моделью является сочетание гибридного подхода и стратегии инновационного прорыва, позволяющее обеспечить баланс между доступом к мировым технологиям и устойчивым развитием собственного потенциала, способствуя достижению технологической независимости и повышению качества технического образования в России.Библиографические ссылки
Черняев Н. Н. Университетский консорциум как перспективная форма развития российского образовательного пространства // Молодой ученый. 2023. № 19 (466). С. 205-207. URL: https://moluch.ru/archive/466/102458/(дата обращения: 21.05.2025).
Методологические основы формирования типовой системы основных показателей вуза с применением методов и алгоритмов сбора и обработки информации на базе технологий искусственного интеллекта / А. О. Жуков, В. А. Судаков, В. С. Гедзюн [и др.]. Москва : Экспертно-аналитический центр, 2024. 215 с. ISBN 978-5-907864-00-9
Данилова Е. Консорциумы как ключевой формат взаимодействия образования и науки // Университетский город: архитектура смыслов : сб. статей. Москва ; Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2021. С. 72-79. EDN: JQAWXU
Чжоу С. Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования в контексте «Одного пояса - одного пути» // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 3 (138). С. 32-39. DOI: 10.20323/1813-145X-2024-3-138-32. EDN: ZTOTFE
Ван Юйчэнь, Базарова Т. С. Интернационализация образования - ведущая тенденция современного мира // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 1. С. 13-18. DOI: 10.18101/2307-3330-2023-1-13-18. EDN: KCUWNO
Потапцева Е. В., Акбердина В. В. Технологический суверенитет: понятие, содержание и формы реализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2023. Т. 25, № 3. С. 5-16. DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2023.3.1. EDN: VDGLXR
Беркутова Т. А., Сапожникова О. А., Голубев С. С. Роль инженерного образования в обеспечении импортозамещения и технологического суверенитета Российской Федерации // Контроллинг. 2024. № 4 (94). С. 16-27. EDN: EEPWZW
Дворная З. М., Дворная З. Л. Особенности компетентностного подхода к профессиональной деятельности преподавателя технического вуза // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2021. № 2. С. 239-242. EDN: VLAETP
Строгецкая, Е. В., Бетигер И. Б. Вовлечение студентов в науку в фокусе социологического анализа // Дискурс. 2024. Т. 10, № 1. С. 56-72. DOI: 10.32603/2412-8562-2024-10-1-56-72. EDN: MCMEKD
Чумакова Я. В., Гиголаева А. Т., Вегера А. А. Модернизация российского образования: тренды и перспективы // Молодой ученый. 2023. № 28 (475). С. 150-153. URL: https://moluch.ru/archive/475/104830/(дата обращения: 21.05.2025).
Беркутова Т. А., Сапожникова О. А., Голубев С. С. Роль инженерного образования в обеспечении импортозамещения и технологического суверенитета Российской Федерации // Контроллинг. 2024. № 4 (94). С. 16-27. EDN: EEPWZW
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 О А Сапожникова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.