Об изучении терминологической агнонимии (на материале корпусов и словарей)
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-87-91Ключевые слова:
ортология, корпус, лексикографическая традиция, агнонимАннотация
В исследовании уделяется внимание особенностям представления агнонимов (в ортологических словарях и корпусах) для решения задач повышения речевой культуры носителя русского языка; обращается внимание на возможности использования различных типов словарей, материалов Национального корпуса русского языка для формирования речевой культуры лингвистов (студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых). Отмечается, что словарь дает представление об устойчивости языковой системы (нормативный аспект), а корпус - об эволюционных процессах в языке, его «живых» фактах, поэтому корпус может рассматриваться как новый инструмент для научно-лингвистической аналитики. Особое внимание уделено возможностям частотного словаря для изучения редко встречаемых в тексте слов, которые могут претендовать на статус агнонима, а также проблеме «несловарных слов»: современные корпусы дополнены частотными, дистрибутивными словарями. Предлагается использование дистрибутивного словаря для определения семантических отношений слов (фразеологизмов, концептов). Подчеркивается, что Национальный корпус русского языка является сбалансированным, включает тексты различной стилевой (жанровой) принадлежности, что позволяет изучать агнонимию в различных функциональных стратах русского языка (книжная, поэтическая, научная, арготическая, жаргонная лексика и фразеология), а также с учетом эволюционных процессов в языковой системе (деактуализация, редеактуализация, коммуникативный дрейф и др.). Акцентируется внимание на том, что корпус и словари позволяют изучать новое в национальном языке (неология, неография); окказиональные, идиолектные особенности речи, а также облегчают конструирование «зон агнонимии» для конкретного пользователя. В статье рассматриваются особенности подготовки необходимой информации о терминах-агнонимах в словаре или корпусе с учетом таких критериев дефинитивной части, как научная ценность, достаточность и др.Библиографические ссылки
Портал «Манускрипт: Славянское письменное наследие». URL: http://manuscripts.ru/mns/mns_evp.vec.simple (дата обращения: 07.012.2024 г.).
Новое в русской лексике. Словарные материалы. Санкт-Петербург: Институт лингвистических исследований РАН. URL: https://neolex.iling.spb.ru/glossary. (дата обращения: 07.12.2024).
Морковкин В. В. Типология лексических значений как объект словарной лексикологии // Русистика сегодня. 1998. № 3-4. С. 3-9. EDN: WZMCYM
Морковкин В. В., Морковкина А. В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). Москва : Астрель, 1997. 414 с.
Морковкин В. В., Кочнева Е. М. Ориентация на пользователя как доминанта учебной лексикографии // EURALEX's Proceedings I-П / eds.: Н. Tommola, К. Varantola, Т. Salmi-Tolonen, J. Schoop. Tampere, 1992. Pp. 81-87.
Морковкин В. В. Антропоцентрический versus лингвоцентрический подход к лексикографированию // Национальная специфика языка и ее отражение в нормативном словаре : сб. ст. Москва : Наука, 1988. С. 131-136. EDN: WQSIBW
Щур Е. А. Источники формирования русской эрратографии // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 12 (48). DOI: 10.18454/RULB.2023.48.27
Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru/page/corpora-quote/(для авторизованных пользователей).
Уфимцева А. А. Типы словесных знаков : монография. Москва : Едиториал УРСС, 2004. 208 с. C. 53 (Лингвистическое наследие XX века).
Караулов Ю. Н., Красильникова Е. В. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность / отв. ред. Д. Н. Шмелев. Москва: Наука, 1989. С. 3-10. EDN: SAPSKN
Бубнова И. А. Эволюция русской языковой личности // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 3 (19). С. 34-41.
Мандрикова Г. М. Основные положения антропоцентрической лексикографии // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 8-12.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ю В Жиглий, С Д Зливко, С А Липовая

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.