ФЕНОМЕН МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-76-80Ключевые слова:
межнациональное общение, этнос, глобальный мир, мультикультурализм, теория плавильного котлаАннотация
Проблема глобального мира поднимает новые вопросы в области социально-гуманитарных исследований. Активность и масштабы межкультурной коммуникации в современном мире приводят к формированию различных концепций в области теории и практики этнических групп и межэтнических отношений, каждая из которых имеет различные способы разрешения конфликта национального большинства и меньшинства. Статья посвящена проблеме мультикультурализма как социального феномена нового глобального мира, в основе которого лежит идея ценности национальной идентичности и принцип, согласно которому быть особенным - хорошо. Наряду с этим дается обзор концепции плавильного котла, направленной на постепенное устранение культурных национальных различий. Предложенные концепции рассматриваются через плоскость эволюционного формирования системы мышления человека, исторического характера формирования этнических характеристик, в том числе в диалектике отношений «свой - чужой», сформировавшихся в ходе отношений индивидуального и группового естественного отбора. Раскрывается роль этнокультурных особенностей поведения и мышления как демаркации «нормальности», которая имеет надсознательную природу и является основным источником неприятия поведенческих культурных различий: одна поведенческая этнокультурная нормальность, накладываясь на другую, порождает конфликт и неприятие. Подчеркивается, что в мультикультурализме эта проблема решается через идею ценности не обычного, а особенного.Библиографические ссылки
Bromlej Yu. V. Essays on the theory of ethnos. Moscow, Science Publ., 1983. (in Russ.).
Wilson E. O. The meaning of human existence. Translation from English. Moscow, Alpina non-fiction Publ., 2014, 216 p. (in Russ.).
Wilson E. O. The meaning of human existence. Translation from English. Moscow, Alpina non-fiction Publ., 2014, 216 p. (in Russ.).
White R. S. From natural law to the natural rights. Natural rights and the birth of Romanticism in the 1790s, Palgrave Macmillan, London. 2005, pp. 1-40. DOI: 10.1057/9780230506145_1
Kymlicka W. Political theory and Australian multiculturalism. Journal of international migration and integration, 10, 2008. pp. 261-280. (in Russ.).
Mitchell G. Religion, theology and multiculturalism in universities. Higher education policy, 2005, no. 18, pp. 413-417. (in Russ.).
Kennedy K. J. Multiculturalism’s forgotten dream. Curriculum perspectives, 2017, no. 37, pp. 171-172. (in Russ.).
Kriesi H. Englishtenedunderstanding, empowerment and leadership - three ways enhance multiculturalism. CMS, 2015, no. 3 (1). DOI: 10.1186/40878-015-0019-2. (in Engl.).
Eve Haque. Multiculturalism within a bilingual frame work language, race and belonging in Canada. Language policy, 2014, no. 13, pp. 79-81.
Thompson S. Multiculturalism without culture. Contemporary political theory, 2008, no. 7, pp. 446-449.
Kymlicka W. Solidarity in diverse societies: beyond neoliberal multiculturalism and welfare chauvinism. IMISCOE “Mobility in crisis”, 2015, pp. 164-185.
Shayo M. A model of social identity with an application to political economy: nation, class and redistribution. American political science review, 2009, no. 103 (2), pp. 147-170.
Durkheim E. Moral Education: A Study in the Theory and Application of the Sociology of Education. The Free Press: A Division of Macmillan Publishing Co. Inc., New York, 1973.