МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Авторы

  • В. В. Лаптинский Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-2-56-63

Ключевые слова:

система мотивации и стимуляции трудовой деятельности как важный фактор эффективности управления деятельностью вуза, целеполагание в управлении образовательным процессом, принципы менеджмента в образовании, национально-региональный подход в управлении, синергетический подход в управлении системой образования, функциональный подход в управлении, парадигма образования

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы изменения парадигмы образования в Российской Федерации, существующие формы менеджмента в образовании, проводится анализ положительных и отрицательных сторон существующей системы организации управления образовательной системы вуза. В достаточной степени поднимается вопрос о подсистемах управления учебной работой; планирования и организации учебного процесса; управления научно-исследовательской работой; управления экономической и производственной деятельностью. Отмечается, что особое место в исследовании занимает предложенная система улучшения мотивации и стимуляции трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Подчеркивается, что существующая система оплаты труда профессорско-преподавательского состава нуждается в коренном пересмотре, т. к. данная проблема является ключевой в формировании кадров высшей школы. Из-за сложившейся ситуации приток молодых специалистов с каждым годом сокращается, что ведет к быстрому старению кадров преподавателей высшей школы. Нуждается в совершенствовании и система подготовки научно-педагогических кадров, исключении из этого процесса излишней бюрократизации, которая может быть преодолена передачей полномочий присвоения ученых степеней и званий большему числу университетов. Выдвигается тезис о сочетании в процессе обучения различных методов обучения студентов, использовании проверенных временем форм контроля усвоения учебного материала, таких как устный экзамен или зачет, решение практических задач, а не тестирование, т. е. поиск правильных ответов, который опирается лишь на механическую и зрительную память. Как результат: сдав экзамен в виде теста, студент забывает основные положения дисциплины за считанные дни! По-новому рассматриваются подходы к организации учебного процесса в вузе, выдвигается тезис о необходимости перестройки образовательного процесса в рамках практико-ориентированного подхода. Делается попытка обосновать авторскую систему повышения мотивации и стимулирования трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.

Биография автора

В. В. Лаптинский, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

Библиографические ссылки

Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей // Блог тренера Надежды Бондаренко. URL: https://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-i-motivirovat-vzroslyx-lyudej.html?ysclid=mb 55qqb2r1285197990 (дата обращения: 26.05.2025).

Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10301. EDN: XDEBKV

Гопиенко О. Е. Повышение уровня образования - важный фактор успешности общества || Raising the level of education is an important factor in the success of society // София. 2022. № 1. С. 3-8.

Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10301. EDN: XDEBKV

Перевозчикова Н. А., Багдасарова Д. Г. Система стимулирования трудовой деятельности преподавателей учреждений высшего профессионального образования // Вестник института экономических исследований. 2022. № 4 (28). С. 58-65.

Ваганова О. И., Булаева М. Н., Шагалова О. Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 289-292. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0071. EDN: ZAAIXZ

Богданова, В. П., Никитюк Т. В. Практико-ориентированное обучение как условие успешной мотивации // Современный ученый. 2019. № 4. С. 126-128. EDN: JGPEBH

Березина С. Л., Горячева В. Н., Гончаренко Е. Е. Stem-технологии в инженерном образовании // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 20-23. EDN: STOYDF

Асташова Е. А., Погребцова Е. А. Практико-ориентированное обучение при подготовке менеджеров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № 3. С. 1-3. EDN: YIEZCB

Бадаян И. М. Теоретические проблемы управления // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 49-53.

Корнетов Г. В., Безрогов В. Г., Баранникова Н. В. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики // Сборник научных трудов. Москва : Издательский центр ИЭТ, 2012. 712 с. ISBN 978-5-904212-05-6

Краевский В. В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. 2001. № 4. С. 209-216. EDN: HTKFRL

Новиков С. Г. Советский парадигмальный воспитательный проект первой трети ХХ века: природа и социокультурные истоки // Историко-педагогический журнал. 2011. № 2. С. 113-121.

Загрузки

Опубликован

06.07.2025

Как цитировать

Лаптинский, В. В. (2025). МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 21(2), 56–63. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-2-56-63

Выпуск

Раздел

Статьи