МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-2-56-63Ключевые слова:
система мотивации и стимуляции трудовой деятельности как важный фактор эффективности управления деятельностью вуза, целеполагание в управлении образовательным процессом, принципы менеджмента в образовании, национально-региональный подход в управлении, синергетический подход в управлении системой образования, функциональный подход в управлении, парадигма образованияАннотация
В статье рассматриваются вопросы изменения парадигмы образования в Российской Федерации, существующие формы менеджмента в образовании, проводится анализ положительных и отрицательных сторон существующей системы организации управления образовательной системы вуза. В достаточной степени поднимается вопрос о подсистемах управления учебной работой; планирования и организации учебного процесса; управления научно-исследовательской работой; управления экономической и производственной деятельностью. Отмечается, что особое место в исследовании занимает предложенная система улучшения мотивации и стимуляции трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Подчеркивается, что существующая система оплаты труда профессорско-преподавательского состава нуждается в коренном пересмотре, т. к. данная проблема является ключевой в формировании кадров высшей школы. Из-за сложившейся ситуации приток молодых специалистов с каждым годом сокращается, что ведет к быстрому старению кадров преподавателей высшей школы. Нуждается в совершенствовании и система подготовки научно-педагогических кадров, исключении из этого процесса излишней бюрократизации, которая может быть преодолена передачей полномочий присвоения ученых степеней и званий большему числу университетов. Выдвигается тезис о сочетании в процессе обучения различных методов обучения студентов, использовании проверенных временем форм контроля усвоения учебного материала, таких как устный экзамен или зачет, решение практических задач, а не тестирование, т. е. поиск правильных ответов, который опирается лишь на механическую и зрительную память. Как результат: сдав экзамен в виде теста, студент забывает основные положения дисциплины за считанные дни! По-новому рассматриваются подходы к организации учебного процесса в вузе, выдвигается тезис о необходимости перестройки образовательного процесса в рамках практико-ориентированного подхода. Делается попытка обосновать авторскую систему повышения мотивации и стимулирования трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.Библиографические ссылки
Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей // Блог тренера Надежды Бондаренко. URL: https://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-i-motivirovat-vzroslyx-lyudej.html?ysclid=mb 55qqb2r1285197990 (дата обращения: 26.05.2025).
Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10301. EDN: XDEBKV
Гопиенко О. Е. Повышение уровня образования - важный фактор успешности общества || Raising the level of education is an important factor in the success of society // София. 2022. № 1. С. 3-8.
Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10301. EDN: XDEBKV
Перевозчикова Н. А., Багдасарова Д. Г. Система стимулирования трудовой деятельности преподавателей учреждений высшего профессионального образования // Вестник института экономических исследований. 2022. № 4 (28). С. 58-65.
Ваганова О. И., Булаева М. Н., Шагалова О. Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 289-292. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0071. EDN: ZAAIXZ
Богданова, В. П., Никитюк Т. В. Практико-ориентированное обучение как условие успешной мотивации // Современный ученый. 2019. № 4. С. 126-128. EDN: JGPEBH
Березина С. Л., Горячева В. Н., Гончаренко Е. Е. Stem-технологии в инженерном образовании // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 20-23. EDN: STOYDF
Асташова Е. А., Погребцова Е. А. Практико-ориентированное обучение при подготовке менеджеров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. № 3. С. 1-3. EDN: YIEZCB
Бадаян И. М. Теоретические проблемы управления // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 49-53.
Корнетов Г. В., Безрогов В. Г., Баранникова Н. В. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики // Сборник научных трудов. Москва : Издательский центр ИЭТ, 2012. 712 с. ISBN 978-5-904212-05-6
Краевский В. В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки // Мир психологии. 2001. № 4. С. 209-216. EDN: HTKFRL
Новиков С. Г. Советский парадигмальный воспитательный проект первой трети ХХ века: природа и социокультурные истоки // Историко-педагогический журнал. 2011. № 2. С. 113-121.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 В В Лаптинский

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.