Исследование российского рынка доставки готовой еды

Авторы

  • К. В. Сальникова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-30-45

Ключевые слова:

прогнозирование, агрегаторы, бизнес-модели, оборот общественного питания, рестораны и кафе, доставка готовой еды, сегмент e-grocery, электронная коммерция

Аннотация

В статье представлены результаты исследования рынка доставки готовой еды как одного из ключевых секторов рынка электронной коммерции, который демонстрирует значительный рост и открывает новые инвестиционные возможности. Определена цель по подтверждению гипотезы о значимости включения этого фактора в регрессионную модель, что позволит более точно прогнозировать спрос и выявлять тренды на рынке. Отмечена тенденция роста рынка электронной коммерции благодаря увеличению доступности интернета и повышение цифровой грамотности населения; развитию логистики; изменению потребительских привычек; разнообразию предложений; увеличению числа стартапов и краудфандинговых инициатив. Рассмотрены формы электронной коммерции, каждая из которых имеет свои подходы к взаимодействию с клиентами, что позволяет бизнесам адаптироваться к требованиям рынка. Представлены исторические этапы появления доставки готовой еды, демонстрирующие вклад каждой эпохи и культуры в развитие данного сегмента. Изучены действующие форматы доставки еды, выделена популярность облачных кухонь с описанием бизнес-моделей, каждая из которых имеет свои особенности и подходы к организации работы, что позволяет предпринимателям выбирать наиболее подходящий вариант в зависимости от их целей и ресурсов. Проведен анализ статистических данных за последние годы, который показал, что рынок доставки готовой еды в России, в том числе оборот общественного питания, продолжает расти несмотря на экономические вызовы. Установлено возможное дальнейшее продолжение расширения рынка за счет развития цифровых сервисов, улучшения логистики и увеличения доступности доставки в малых населенных пунктах, а также под влиянием технологических достижений и демографических изменений. Отмечено нарастание конкуренции среди объектов общественного питания и ритейла, в котором онлайн-доставка обладает большим потенциалом для роста и устойчивости на рынке. В результате анализа между оборотом общественного питания и оборотом рынка доставки из ресторанов было получено уравнение тренда, что графически проиллюстрировано. Сделан вывод о том, что доставка еды является ключевым элементом в индустрии общественного питания и важным фактором для прогнозирования ее показателей, поскольку точное прогнозирование спроса способствует оптимизации затрат, минимизации потерь и повышению прибыльности организаций.

Биография автора

К. В. Сальникова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат экономических наук, доцент

Библиографические ссылки

Наумов И. В., Седельников В. М. Сценарное моделирование и прогнозирование пространственной трансформации рынка общественного питания в России // Управленец. 2021. Т. 12, № 4. С. 75-91. DOI: 10.29141/2218-5003-2021-12-4-6. EDN: VJXBWJ

Магомедов М. Д., Алексейчева Е. Ю. Актуальные тренды потребительского поведения на рынке готовой еды // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2024. Т. 14, № 7-1. С. 392-402. EDN: STSZXT

Коваленкова, О. Г., Резников С. Н., Михайлюк М. В. Трансформация бизнес-моделей продовольственной доставки в системе логистического менеджмента интернет-торговли // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 4 (155). С. 18-26. EDN: QXHHBM

Васильева А. В. Проблема соблюдения прав потребителей в условиях дистанционной торговли через маркетплейсы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. Т. 13, № 1. С. 139-145. DOI: 10.24412/2225-8264-2024-1-139-145. EDN: IWZJMI

Шестемиров А. А., Шинкарева О. В., Панарин К. А. Анализ развития экономики сервисов доставки еды из ресторанов на примере публичных компаний // Вестник Екатерининского института. 2023. № 3 (63). С. 61-67. EDN: YTKVSD

Хохлов Д. А., Бражникова А. С. Ключевые критерии выбора ресторанов и сценарии заказа доставки еды в Москве // Вестник университета. 2024. № 1. С. 29-40. DOI: 10.26425/1816-4277-2024-1-29-40. EDN: HPIQEE

Омельченко, О. М., Кондратьев Д. А. Цифровизация как способ улучшения бизнес-процессов в сфере доставки питания // Актуальные вопросы современной экономики. 2023. № 5. С. 478-485. DOI: 10.34755/IROK.2023.45.29.010. EDN: JWLBDB

Бекирова М. Э., Бекирова Э. А. Разработка мобильного приложения доставки японской еды с помощью фреймворка Flutter // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2023. № 3 (41). С. 93-98. EDN: PIIUHH

Новикова К. В., Дическул О. А. Региональный рынок готовой еды в условиях неопределенности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2024. № 1. С. 285-297. DOI: 10.15593/2224-9354/2024.1.20. EDN: HNHXCY

Erdem I. K., Çelik I. K. Why do people use mobile food ordering apps? Extended UTAUT2 // The Manager. 2024. Vol. 15, no. 3. Pp. 99-119. DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-3-7. EDN: COEGNA

Безродная Л. В., Безродная М. В. Анализ тенденций рынка доставки готовой еды // Экономика и предпринимательство. 2024. № 5 (166). С. 1060-1062. DOI: 10.34925/EIP.2024.166.5.217. EDN: TNPVGE

Загрузки

Опубликован

06.10.2025

Как цитировать

Сальникова, К. В. (2025). Исследование российского рынка доставки готовой еды. Социально-экономическое управление: теория и практика, 21(3), 30–45. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-30-45

Выпуск

Раздел

Статьи