Использование искусственного интеллекта студентами в учебной деятельности (на примере студентов РГПУ им. А. И. Герцена)

Авторы

  • С. Н. Малявин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • С. В. Макуха Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-65-72

Ключевые слова:

отношение к искусственному интеллекту, решение учебных задач с помощью нейросетей, портрет пользователя нейросетей, нейросети в образовании, использование искусственного интеллекта

Аннотация

Статья преследует двоякую цель, во-первых, дать анализ имеющейся социологической научной литературе, во-вторых, на основе эмпирического исследования проследить тенденции использования искусственного интеллекта в студенческой среде. Рассматриваются особенности использования студентами искусственного интеллекта в учебной деятельности на примере РГПУ им. А. И. Герцена. Основное внимание уделено распространенности и формам применения нейросетей среди студентов, а также оценке положительного и негативного опыта, связанного с такими практиками. Представлено многостороннее исследование, включающее четыре ключевых этапа: 1) онлайн-анкетирование студентов гуманитарных и естественно-научных факультетов, которое позволило сформировать социологический портрет активного пользователя нейросетей и выявить различия в их использовании двух групп студентов - успевающих и неуспевающих; 2) онлайн-анкетирование студентов, которым было предложено сравнить собственные версии тезисного плана статьи с вариантом, созданным искусственным интеллектом. Отмечено, что результаты показали, как нейросети успешно справляются с подобными задачами, предоставляя легкую для восприятия структуру, однако качество содержания оставалось предметом дискуссии среди участников исследования; 3) анализ эссе студентов на тему «Сравнительный анализ планов статьи, выполненных человеком и нейросетью». Рассмотрение позиций авторов подтвердило, что многие считают преимуществом совместное творчество человека и ИИ; 4) глубинное интервью со студентами, обладающими высоким уровнем компетенции в обращении с современными технологиями. Высказано мнение, что необходимо передавать искусственному интеллекту рутинные задания, сохраняя главенствующую роль человека. Сделан вывод о постепенной адаптации студенческой среды к использованию ИИ и снижении предубеждений против новых технологий в образовательной сфере.

Биографии авторов

С. Н. Малявин, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доктор философских наук, профессор

С. В. Макуха, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

студент

Библиографические ссылки

Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, Н. П. Нарбут, О. В. Крухмалева, Н. Е. Савина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 335-353. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353. EDN: OAUOBU

Назаров М. М. Искусственный интеллект и алгоритмические решения в социальной сфере: представление молодежи // Социологическая наука и социальная практика. 2023. № 3. С. 141-158. DOI: 11.19181/snsp.2023.11.3.7. EDN: PSIJNC

Цвык В. А., Цвык И. В. Социальные проблемы развития и применения искусственного интеллекта // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 1. С. 58-69. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-1-58-69. EDN: YTLNJP

Яковенко А. В. Человек и общество сквозь призму искусственного интеллекта // Социологические исследования. 2024. № 3. С. 135-144. DOI: 10.31857/S0132162524030113. EDN: SUBBVA

Осипова Н. Г. Классическое университетское образование перед вызовами современности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2024. Т. 30. № 2. С. 7-25. DOI: 10.24290/1029-3736-2024-30-2-7-25. EDN: UKKBIA

Левашов В. К., Гребняк О. В. Экспансия искусственного интеллекта: ожидания и настроения граждан // Социологические исследования 2024. № 12. С. 13-23. DOI: 10.31857/S0132162524120022. EDN: XMNDBL

Резаев А. В., Стариков В. С., Трегубова Н. Д. Социология в эпоху «искусственной социальности»: поиск новых оснований // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 3-12. DOI: 10.31857/S013216250008489-0

Хабирова Е. Е. Неопределенность в отношении технологии искусственного интеллекта в российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2021. Т. 14. Вып. 3. С. 262-275. DOI: 10.21638/spbu12.2021.305. EDN: PLORYZ

Ушкин С. Г., Коваль Е. А. Практики использования чат-ботов с искусственным интеллектом российскими подростками // Социология науки и технологий. 2024. Т. 15. № 4. С.124-141. DOI: 10.24412/2079-0910-2024-4-124-141. EDN: PELCEY

Деникин А. А. Человеко-машинные взаимодействия и искусственный интеллект: к новому пониманию алгоритмических коммуникаций // Социология науки и технологий. 2024. Т. 15. № 4. С. 67-82. DOI: 10.24412/2079-0910-2024-4-67-82. EDN: WYOYUX

Загрузки

Опубликован

06.10.2025

Как цитировать

Малявин, С. Н., & Макуха, С. В. (2025). Использование искусственного интеллекта студентами в учебной деятельности (на примере студентов РГПУ им. А. И. Герцена). Социально-экономическое управление: теория и практика, 21(3), 65–72. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-65-72

Выпуск

Раздел

Статьи