Использование искусственного интеллекта студентами в учебной деятельности (на примере студентов РГПУ им. А. И. Герцена)
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-65-72Ключевые слова:
отношение к искусственному интеллекту, решение учебных задач с помощью нейросетей, портрет пользователя нейросетей, нейросети в образовании, использование искусственного интеллектаАннотация
Статья преследует двоякую цель, во-первых, дать анализ имеющейся социологической научной литературе, во-вторых, на основе эмпирического исследования проследить тенденции использования искусственного интеллекта в студенческой среде. Рассматриваются особенности использования студентами искусственного интеллекта в учебной деятельности на примере РГПУ им. А. И. Герцена. Основное внимание уделено распространенности и формам применения нейросетей среди студентов, а также оценке положительного и негативного опыта, связанного с такими практиками. Представлено многостороннее исследование, включающее четыре ключевых этапа: 1) онлайн-анкетирование студентов гуманитарных и естественно-научных факультетов, которое позволило сформировать социологический портрет активного пользователя нейросетей и выявить различия в их использовании двух групп студентов - успевающих и неуспевающих; 2) онлайн-анкетирование студентов, которым было предложено сравнить собственные версии тезисного плана статьи с вариантом, созданным искусственным интеллектом. Отмечено, что результаты показали, как нейросети успешно справляются с подобными задачами, предоставляя легкую для восприятия структуру, однако качество содержания оставалось предметом дискуссии среди участников исследования; 3) анализ эссе студентов на тему «Сравнительный анализ планов статьи, выполненных человеком и нейросетью». Рассмотрение позиций авторов подтвердило, что многие считают преимуществом совместное творчество человека и ИИ; 4) глубинное интервью со студентами, обладающими высоким уровнем компетенции в обращении с современными технологиями. Высказано мнение, что необходимо передавать искусственному интеллекту рутинные задания, сохраняя главенствующую роль человека. Сделан вывод о постепенной адаптации студенческой среды к использованию ИИ и снижении предубеждений против новых технологий в образовательной сфере.Библиографические ссылки
Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении / И. А. Алешковский, А. Т. Гаспаришвили, Н. П. Нарбут, О. В. Крухмалева, Н. Е. Савина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. С. 335-353. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353. EDN: OAUOBU
Назаров М. М. Искусственный интеллект и алгоритмические решения в социальной сфере: представление молодежи // Социологическая наука и социальная практика. 2023. № 3. С. 141-158. DOI: 11.19181/snsp.2023.11.3.7. EDN: PSIJNC
Цвык В. А., Цвык И. В. Социальные проблемы развития и применения искусственного интеллекта // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 1. С. 58-69. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-1-58-69. EDN: YTLNJP
Яковенко А. В. Человек и общество сквозь призму искусственного интеллекта // Социологические исследования. 2024. № 3. С. 135-144. DOI: 10.31857/S0132162524030113. EDN: SUBBVA
Осипова Н. Г. Классическое университетское образование перед вызовами современности // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2024. Т. 30. № 2. С. 7-25. DOI: 10.24290/1029-3736-2024-30-2-7-25. EDN: UKKBIA
Левашов В. К., Гребняк О. В. Экспансия искусственного интеллекта: ожидания и настроения граждан // Социологические исследования 2024. № 12. С. 13-23. DOI: 10.31857/S0132162524120022. EDN: XMNDBL
Резаев А. В., Стариков В. С., Трегубова Н. Д. Социология в эпоху «искусственной социальности»: поиск новых оснований // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 3-12. DOI: 10.31857/S013216250008489-0
Хабирова Е. Е. Неопределенность в отношении технологии искусственного интеллекта в российском обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2021. Т. 14. Вып. 3. С. 262-275. DOI: 10.21638/spbu12.2021.305. EDN: PLORYZ
Ушкин С. Г., Коваль Е. А. Практики использования чат-ботов с искусственным интеллектом российскими подростками // Социология науки и технологий. 2024. Т. 15. № 4. С.124-141. DOI: 10.24412/2079-0910-2024-4-124-141. EDN: PELCEY
Деникин А. А. Человеко-машинные взаимодействия и искусственный интеллект: к новому пониманию алгоритмических коммуникаций // Социология науки и технологий. 2024. Т. 15. № 4. С. 67-82. DOI: 10.24412/2079-0910-2024-4-67-82. EDN: WYOYUX
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 С Н Малявин, С В Макуха

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.