АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Т. В. Груздева Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • А. А. Ибрагимова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-12-21

Ключевые слова:

дополнительное профессиональное образование, учебные центры, корпоративный университет

Аннотация

Рассматривается состояние рынка дополнительного профессионального образования, анализируется влияние макроэкономических факторов со стороны спроса и предложения, дается оценка перспектив для развития образовательной деятельности. На основе анализа совокупности образовательных и необразовательных организаций, получивших лицензию, приводится характеристика форм, наиболее представленных в отрасли. В целом рынок оценивается как перспективный с благоприятными факторами макросреды. Концепция продолженного образования разделяется всеми участниками рынка. Особенно актуален такой подход для взрослых трудоспособного возраста, охват которых программами дополнительного профессионального образования в стране и республике ниже целевых значений. В отрасли продолжается прирост количества предприятий, оказывающих образовательные услуги, в том числе за счет отсутствия входных барьеров (только наличие лицензии). Конкуренцию образовательным организациям составляют корпоративные университеты и предприятия различных сфер деятельности и форм собственности. Обучение по программам дополнительного профессионального образования производится как для собственных кадров, так и в качестве источника дополнительного или основного дохода. Большинство крупных промышленных предприятий республики имеют лицензию на образовательную деятельность, а некоторые открывают учебные центры в рамках холдинга. Независимые учебные центры, на которые приходится большая доля образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования, все больше организуются в форме коммерческих предприятий.

Биографии авторов

Т. В. Груздева, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»

А. А. Ибрагимова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

старший преподаватель, ИНПО

Библиографические ссылки

Сорокина Т. И. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. 151 c. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/117669.html (дата обращения: 15.02.2022).

Ан, Ю. Н., Симонова Н. Ю., Пузина Н. В. Исследование влияния факторов внешней среды на деятельность вузов // Вестник СИБИТа. 2019. № 2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-faktorov-vneshney-sredy-na-deyatelnost-vuzov (дата обращения: 10.02.2022).

Шабанов Д. М. Сущность, структура и факторы экономической устойчивости образовательных организаций в условиях рыночной среды // Новые технологии. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura-i-faktory-ekonomicheskoy-ustoychivosti-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-usloviyah-rynochnoy-sredy (дата обращения: 10.02.2022).

Антюхова Е. А. Макрофакторы глобальной образовательной политики: PEST-анализ // Вестник ЗабГУ. 2020. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/makrofaktory-globalnoy-obrazovatelnoy-politiki-pest-analiz (дата обращения: 10.02.2022).

Байер Ю. П. Акторный подход к исследованию глобальной образовательной политики // Управленческое консультирование. 2019. № 3 (123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktornyy-podhod-k-issledovaniyu-globalnoy-obrazovatelnoy-politiki (дата обращения: 10.02.2022).

Коршунов И. А., О. С. Гапонова, Н. С. Гапонова. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 1. С. 107-120. DOI 10.17059/2019-1-9

Просеков А. Ю., Рада А. О., Домрачева Е. Л. Анализ роли регионального университета на рынке дополнительного образования // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-roli-regionalnogo-universiteta-na-rynke-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.11.2021). DOI 10.15826/umpa.2017.05.060

Разумова Т. О., Бурак И. Д. Дополнительное профессиональное образование как фактор развития человеческого капитала: вопросы теории // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-faktor-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-voprosy-teorii (дата обращения: 18.11.2021).

Кудина М. В., Сухарева М. А. Современное состояние непрерывного образования в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-ekonomike-znaniy (дата обращения: 18.11.2021).

Федотов А. В. Периодичность обучения по программам дополнительного профессионального образования: факты и потребности / А. В. Федотов, С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/periodichnost-obucheniya-po-programmam-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-fakty-i-potrebnosti (дата обращения: 18.11.2021).

Краснова В., Матвеева А. Новая жизнь за партой // Эксперт. 2021. № 25. URL: https://expert.ru/expert/2021/25/novaya-zhizn-za-partoy/(дата обращения: 12.11.2021).

Дополнительное профессиональное образование в России: масштабы рынка, основные игроки, позиционирование Сколтеха // Сколковский институт науки и технологий. Аналитический Департамент научно-технического развития. URL: https://www.skoltech.ru/app/data/uploads/2013/12/Analiz-rynka-DPO_1803_zashhishhennyj.pdf (дата обращения: 12.11.2021).

Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С. Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах. Москва : НИУ ВШЭ, 2020. 36 с.

Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. 22 (5). С. 22-31. DOI 10.15826/umpa.2018.05.046

Загрузки

Опубликован

03.06.2022

Как цитировать

Груздева, Т. В., & Ибрагимова, А. А. (2022). АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 18(1), 12–21. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-12-21

Выпуск

Раздел

Статьи