АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-12-21Ключевые слова:
дополнительное профессиональное образование, учебные центры, корпоративный университетАннотация
Рассматривается состояние рынка дополнительного профессионального образования, анализируется влияние макроэкономических факторов со стороны спроса и предложения, дается оценка перспектив для развития образовательной деятельности. На основе анализа совокупности образовательных и необразовательных организаций, получивших лицензию, приводится характеристика форм, наиболее представленных в отрасли. В целом рынок оценивается как перспективный с благоприятными факторами макросреды. Концепция продолженного образования разделяется всеми участниками рынка. Особенно актуален такой подход для взрослых трудоспособного возраста, охват которых программами дополнительного профессионального образования в стране и республике ниже целевых значений. В отрасли продолжается прирост количества предприятий, оказывающих образовательные услуги, в том числе за счет отсутствия входных барьеров (только наличие лицензии). Конкуренцию образовательным организациям составляют корпоративные университеты и предприятия различных сфер деятельности и форм собственности. Обучение по программам дополнительного профессионального образования производится как для собственных кадров, так и в качестве источника дополнительного или основного дохода. Большинство крупных промышленных предприятий республики имеют лицензию на образовательную деятельность, а некоторые открывают учебные центры в рамках холдинга. Независимые учебные центры, на которые приходится большая доля образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования, все больше организуются в форме коммерческих предприятий.Библиографические ссылки
Сорокина Т. И. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. 151 c. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/117669.html (дата обращения: 15.02.2022).
Ан, Ю. Н., Симонова Н. Ю., Пузина Н. В. Исследование влияния факторов внешней среды на деятельность вузов // Вестник СИБИТа. 2019. № 2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-faktorov-vneshney-sredy-na-deyatelnost-vuzov (дата обращения: 10.02.2022).
Шабанов Д. М. Сущность, структура и факторы экономической устойчивости образовательных организаций в условиях рыночной среды // Новые технологии. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura-i-faktory-ekonomicheskoy-ustoychivosti-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-usloviyah-rynochnoy-sredy (дата обращения: 10.02.2022).
Антюхова Е. А. Макрофакторы глобальной образовательной политики: PEST-анализ // Вестник ЗабГУ. 2020. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/makrofaktory-globalnoy-obrazovatelnoy-politiki-pest-analiz (дата обращения: 10.02.2022).
Байер Ю. П. Акторный подход к исследованию глобальной образовательной политики // Управленческое консультирование. 2019. № 3 (123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktornyy-podhod-k-issledovaniyu-globalnoy-obrazovatelnoy-politiki (дата обращения: 10.02.2022).
Коршунов И. А., О. С. Гапонова, Н. С. Гапонова. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 1. С. 107-120. DOI 10.17059/2019-1-9
Просеков А. Ю., Рада А. О., Домрачева Е. Л. Анализ роли регионального университета на рынке дополнительного образования // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-roli-regionalnogo-universiteta-na-rynke-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.11.2021). DOI 10.15826/umpa.2017.05.060
Разумова Т. О., Бурак И. Д. Дополнительное профессиональное образование как фактор развития человеческого капитала: вопросы теории // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-kak-faktor-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-voprosy-teorii (дата обращения: 18.11.2021).
Кудина М. В., Сухарева М. А. Современное состояние непрерывного образования в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-ekonomike-znaniy (дата обращения: 18.11.2021).
Федотов А. В. Периодичность обучения по программам дополнительного профессионального образования: факты и потребности / А. В. Федотов, С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 1 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/periodichnost-obucheniya-po-programmam-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-fakty-i-potrebnosti (дата обращения: 18.11.2021).
Краснова В., Матвеева А. Новая жизнь за партой // Эксперт. 2021. № 25. URL: https://expert.ru/expert/2021/25/novaya-zhizn-za-partoy/(дата обращения: 12.11.2021).
Дополнительное профессиональное образование в России: масштабы рынка, основные игроки, позиционирование Сколтеха // Сколковский институт науки и технологий. Аналитический Департамент научно-технического развития. URL: https://www.skoltech.ru/app/data/uploads/2013/12/Analiz-rynka-DPO_1803_zashhishhennyj.pdf (дата обращения: 12.11.2021).
Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С. Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах. Москва : НИУ ВШЭ, 2020. 36 с.
Дежина И. Г. Дополнительное профессиональное образование для развития перспективных технологий: вклад вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. 22 (5). С. 22-31. DOI 10.15826/umpa.2018.05.046