РОЛЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (на примере изучения категории состояния)
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-4-53-73Ключевые слова:
опережающее обучение, русский язык как иностранный, методика преподавания, категория состоянияАннотация
Исследован механизм опережающего обучения в методике преподавания русского языка как иностранного на подготовительных курсах университета. В ходе исследования выявлено, что при обучении русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран необходимо учитывать такие факторы, как интеллектуальная и культурная сенситивность. Это связано прежде всего с тем, что интеллектуальная сенситивность обусловлена произвольной регуляцией высшей психической деятельности и осознанностью психических функций и состояний, она отвечает за абстрактную переработку теоретического и практического языкового материала. Культурная сенситивность отвечает за способность усваивать и принимать свойственные иной культуре знания, в том числе языковые. Жизнь в условиях обеднённой среды, оказывающей поврежденное воздействие на интеллект, существенно замедляет освоение иной культуры и неродного языка. Оба эти фактора должны быть свидетельством того, что логическое, аналитическое и критическое мышление у студентов к моменту начала изучения иностранного языка должно быть уже сформировано. Исследование показало, что особенно эффективно опережающее обучение может быть использовано, во-первых, при освоении студентами больших и сложных тем, требующих ресурсов времени. Во-вторых, метод опережающего обучения обязательно должен использоваться в процессе освоения таких грамматических категорий, которые слабо представлены или отсутствуют в родных языках обучающихся. Одной из наиболее трудных в освоении иностранцами категорией является категория состояния - одна из центральных ментальных категорий в мышлении русских людей. В завершение исследования сделан вывод, что категория состояния достаточно успешно осваивается иностранными студентами, если изучаемый ими материал дается с многократным опережением по отношению к основной теме. Это является свидетельством того, что опережающее обучение способствует качественной и успешной интериоризации нового языкового материала, характеризующейся такими показателями, как долгосрочность, спонтанность и безошибочность.Библиографические ссылки
Цатурян А. М., Минасян С. М. Психолого-педагогические аспекты опережающего обучения // Cross-CulturalStudies: EducationandScience. 2021. Т. 6. № 1. С. 95-102. EDN: NAUFFO; DOI: 10.24411/2470-1262-2021-10108
Кондратьев А. С., Пряткин Н. А. Современные технологии обучения физике : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2006. 342 с.
Лысенкова С. Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск. 3-е изд. Москва : Педагогика, 1989. С. 59-100.
Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. Москва : Просвещение, 1988. 192 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2: Проблемы общей психологии. Москва : Просвещение, 1982. 504 с.
Занков Л. В. Избранные педагогические труды. Москва : Дом педагогики, 1999. 608 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва : Логос, 2000. 384 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2: Проблемы общей психологии. Москва : Просвещение, 1982. 504 с.
Цатурян А. М. Опережающее обучение как один из принципов реализации обобщающего повторения и непрерывного образования в физике // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 167-171. EDN: QANFQT
Некипелова И. М. К вопросу о разграничении понятий отвлечённость и абстрактность в истории русского языка // В мире научных открытий. 2011. № 4-1 (16). С. 682-689. EDN: OPOMNV
Некипелова И. М., Минасян С. М. Особенности нетиповой интериоризации осложненных многозначностью омонимов неродного языка (на примере соотношения слова «предложение» с соответствующими ему словами в английском языке и языке йоруба) // Cuadernos de Rusística Española. 2021. № 17. Рр. 117-133. (in Russ.). EDN: JOXNHB. DOI: 10.30827/cre.v17.21054
Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии // Начальная школа. 2006. № 4. С. 39-46.
Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. Москва : Владос, 2006. 180 с.
Некипелова И. М. Культурные и педагогические аспекты изложения языкового материала в учебнике, предназначенном для обучения русскому языку студентов - граждан зарубежных стран // Art-Sanat Dergisi. 2016. № S. С. 492-497. EDN: XRPYIX
Цатурян А. М., Карганян Г. Г. Опережающее обучение как имплицитная модель в межкультурной коммуникации // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. Т. 3. № 3. С. 373-380. EDN: XWXFPN
Zimmerling A. Dative subjects and semi-expletive pronouns in Russian // Studies in Formal Slavic Phonology, Morphology, Syntax, Semantics and Discourse Structure. Peter Lang, 2009. Pp. 253-265.
Say S. On the nature of dative arguments in Russian constructions with “predicatives” // Current studies in Slavic linguistics. Amsterdam, Philadelphia, 2013. Pp. 225-246.
Кулинич Е. Дативний суб'єкт з предикатами стану в українській мові // Именные предикативы и дативные модели предложения в славянских языках. 2018. URL: http://mpgu.su/wp-content/uploads/2018/05/KulinichBeograd2018.pdf (дата обращения: 20.10.2022).
Uhlik M., Žele А. Primerjalna analiza dveh tipov stavčnih zgradb s povedkovim določilom v slovenščini in ruščini. Slavistična revija, 2016, no. 64/3. Pр. 385-400.
Кабанова С. А. Безлично-предикативные слова со значением состояния в сербском и русском языках // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2012. № 1 (15). С. 148-154. EDN: PCAFHZ
Кабанова С. А. Семантическая структура предложений с безлично-предикативными словами (на материале сербского и русского языков) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 4. С. 223-230. EDN: ONZCWD
Кабанова С. А. Предикат предложения с безлично-предикативными словами. Инфинитив как предикатный актант (на материале сербохорватского языка) // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Москва : Изд-во МГУ, 1995. С. 196-197. EDN: ZHPQXN
Маслов Ю. С. Категория состояния в болгарском языке // Теория языка, методы его исследования и преподавания. Ленинград : Наука, 1981. С. 172-177.
Градинарова А. А. Безличные конструкции с дательным субъекта и предикативом на -о в русском и болгарском языках // Болгарская русистика. 2010. № 3-4. C. 34-55.
Иванова Е. Ю. Безличные предложения с обязательным местоименным выражением экспериенцера в болгарском языке // Архитектура клаузы в параметрических моделях: синтаксис, информационная структура, порядок слов. Москва : Языки славянской культуры ; Studia Philologica, 2016. С. 332-368.
Sperber W. Ist die Zustand kategorie eine für die Beschreibung der Grammatik slawischer Sprachen notwendige Wortart? // Zeitschrift für Slawistik, 1972, Bd. 17.
Циммерлинг А. В. Именные предикативы и дативные предложения в европейских языках // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 9 (16). Москва : Изд-во РГГУ, 2010. С. 549-558.
Мельник А. Д. Проблема слов категории состояния в современной лингвистической литературе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 277. EDN: UZJBXL
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 И М Некипелова, С М Минасян, Э Ш Некипелов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.