РОЛЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (на примере изучения категории состояния)

Авторы

  • И. М. Некипелова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • С. М. Минасян Ереванский государственный университет, Иджеванский филиал
  • Э. Ш. Некипелов Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-4-53-73

Ключевые слова:

опережающее обучение, русский язык как иностранный, методика преподавания, категория состояния

Аннотация

Исследован механизм опережающего обучения в методике преподавания русского языка как иностранного на подготовительных курсах университета. В ходе исследования выявлено, что при обучении русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран необходимо учитывать такие факторы, как интеллектуальная и культурная сенситивность. Это связано прежде всего с тем, что интеллектуальная сенситивность обусловлена произвольной регуляцией высшей психической деятельности и осознанностью психических функций и состояний, она отвечает за абстрактную переработку теоретического и практического языкового материала. Культурная сенситивность отвечает за способность усваивать и принимать свойственные иной культуре знания, в том числе языковые. Жизнь в условиях обеднённой среды, оказывающей поврежденное воздействие на интеллект, существенно замедляет освоение иной культуры и неродного языка. Оба эти фактора должны быть свидетельством того, что логическое, аналитическое и критическое мышление у студентов к моменту начала изучения иностранного языка должно быть уже сформировано. Исследование показало, что особенно эффективно опережающее обучение может быть использовано, во-первых, при освоении студентами больших и сложных тем, требующих ресурсов времени. Во-вторых, метод опережающего обучения обязательно должен использоваться в процессе освоения таких грамматических категорий, которые слабо представлены или отсутствуют в родных языках обучающихся. Одной из наиболее трудных в освоении иностранцами категорией является категория состояния - одна из центральных ментальных категорий в мышлении русских людей. В завершение исследования сделан вывод, что категория состояния достаточно успешно осваивается иностранными студентами, если изучаемый ими материал дается с многократным опережением по отношению к основной теме. Это является свидетельством того, что опережающее обучение способствует качественной и успешной интериоризации нового языкового материала, характеризующейся такими показателями, как долгосрочность, спонтанность и безошибочность.

Биографии авторов

И. М. Некипелова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Русский язык как иностранный»

С. М. Минасян, Ереванский государственный университет, Иджеванский филиал

кандидат педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков

Э. Ш. Некипелов, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

студент, кафедра «Водоснабжение и водоотведение», Институт энергетики, Институт переводчиков в сфере профессиональной коммуникации

Библиографические ссылки

Цатурян А. М., Минасян С. М. Психолого-педагогические аспекты опережающего обучения // Cross-CulturalStudies: EducationandScience. 2021. Т. 6. № 1. С. 95-102. EDN: NAUFFO; DOI: 10.24411/2470-1262-2021-10108

Кондратьев А. С., Пряткин Н. А. Современные технологии обучения физике : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2006. 342 с.

Лысенкова С. Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск. 3-е изд. Москва : Педагогика, 1989. С. 59-100.

Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. Москва : Просвещение, 1988. 192 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2: Проблемы общей психологии. Москва : Просвещение, 1982. 504 с.

Занков Л. В. Избранные педагогические труды. Москва : Дом педагогики, 1999. 608 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва : Логос, 2000. 384 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2: Проблемы общей психологии. Москва : Просвещение, 1982. 504 с.

Цатурян А. М. Опережающее обучение как один из принципов реализации обобщающего повторения и непрерывного образования в физике // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 167-171. EDN: QANFQT

Некипелова И. М. К вопросу о разграничении понятий отвлечённость и абстрактность в истории русского языка // В мире научных открытий. 2011. № 4-1 (16). С. 682-689. EDN: OPOMNV

Некипелова И. М., Минасян С. М. Особенности нетиповой интериоризации осложненных многозначностью омонимов неродного языка (на примере соотношения слова «предложение» с соответствующими ему словами в английском языке и языке йоруба) // Cuadernos de Rusística Española. 2021. № 17. Рр. 117-133. (in Russ.). EDN: JOXNHB. DOI: 10.30827/cre.v17.21054

Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии // Начальная школа. 2006. № 4. С. 39-46.

Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. Москва : Владос, 2006. 180 с.

Некипелова И. М. Культурные и педагогические аспекты изложения языкового материала в учебнике, предназначенном для обучения русскому языку студентов - граждан зарубежных стран // Art-Sanat Dergisi. 2016. № S. С. 492-497. EDN: XRPYIX

Цатурян А. М., Карганян Г. Г. Опережающее обучение как имплицитная модель в межкультурной коммуникации // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. Т. 3. № 3. С. 373-380. EDN: XWXFPN

Zimmerling A. Dative subjects and semi-expletive pronouns in Russian // Studies in Formal Slavic Phonology, Morphology, Syntax, Semantics and Discourse Structure. Peter Lang, 2009. Pp. 253-265.

Say S. On the nature of dative arguments in Russian constructions with “predicatives” // Current studies in Slavic linguistics. Amsterdam, Philadelphia, 2013. Pp. 225-246.

Кулинич Е. Дативний суб'єкт з предикатами стану в українській мові // Именные предикативы и дативные модели предложения в славянских языках. 2018. URL: http://mpgu.su/wp-content/uploads/2018/05/KulinichBeograd2018.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

Uhlik M., Žele А. Primerjalna analiza dveh tipov stavčnih zgradb s povedkovim določilom v slovenščini in ruščini. Slavistična revija, 2016, no. 64/3. Pр. 385-400.

Кабанова С. А. Безлично-предикативные слова со значением состояния в сербском и русском языках // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2012. № 1 (15). С. 148-154. EDN: PCAFHZ

Кабанова С. А. Семантическая структура предложений с безлично-предикативными словами (на материале сербского и русского языков) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2011. № 4. С. 223-230. EDN: ONZCWD

Кабанова С. А. Предикат предложения с безлично-предикативными словами. Инфинитив как предикатный актант (на материале сербохорватского языка) // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Москва : Изд-во МГУ, 1995. С. 196-197. EDN: ZHPQXN

Маслов Ю. С. Категория состояния в болгарском языке // Теория языка, методы его исследования и преподавания. Ленинград : Наука, 1981. С. 172-177.

Градинарова А. А. Безличные конструкции с дательным субъекта и предикативом на -о в русском и болгарском языках // Болгарская русистика. 2010. № 3-4. C. 34-55.

Иванова Е. Ю. Безличные предложения с обязательным местоименным выражением экспериенцера в болгарском языке // Архитектура клаузы в параметрических моделях: синтаксис, информационная структура, порядок слов. Москва : Языки славянской культуры ; Studia Philologica, 2016. С. 332-368.

Sperber W. Ist die Zustand kategorie eine für die Beschreibung der Grammatik slawischer Sprachen notwendige Wortart? // Zeitschrift für Slawistik, 1972, Bd. 17.

Циммерлинг А. В. Именные предикативы и дативные предложения в европейских языках // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 9 (16). Москва : Изд-во РГГУ, 2010. С. 549-558.

Мельник А. Д. Проблема слов категории состояния в современной лингвистической литературе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 277. EDN: UZJBXL

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Некипелова, И. М., Минасян, С. М., & Некипелов, Э. Ш. (2022). РОЛЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (на примере изучения категории состояния). Социально-экономическое управление: теория и практика, 18(4), 53–73. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-4-53-73

Выпуск

Раздел

Статьи