ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УСТОЙЧИВОЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

Авторы

  • И. М. Некипелова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • Э. Ш. Некипелов Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-1-47-56

Ключевые слова:

предикативы, слова категории состояния, категория состояния, языковая интериоризация, методика преподавания, русский язык как иностранный

Аннотация

Статья посвящена исследованию трудностей, возникающих у иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный, в освоении одной из самых сложных категорий русского языка - категории состояния. Эти трудности, первоначально имеющие объективные причины возникновения, оказываются сопряженными также с причинами субъективными, вытекающими из объективных, т. е. вторичными. В ходе исследования было выявлено, что среди наиболее важных объективных причин следует назвать недостаточную изученность категории состояния с научной точки зрения, недостаточную представленность этой категории в учебниках и учебных пособиях, внешнюю и внутреннюю грамматическую гетерогенность категории состояния, отсутствие выражения категории состояния в других языках, ее вариативность и заменяемость другими конструкциями. Эти причины, часть из которых устранима, являются первичными и не зависят от обучающегося. Исследование также показало, что интериоризация слов категории состояния осложняется субъективными причинами, среди которых можно выделить отказ от употребления в речи предикативов, недостаточность использования их в речи, отсутствие понимания слов категории состояния как системных элементов русского языка, невосприимчивость к их пониманию в речи носителей русского языка. Все это делает интериоризацию неустойчивой и недолгосрочной. В завершение исследования был сделан вывод, что отказаться от изучения категории состояния или свести ее употребление к минимуму невозможно, поскольку она занимает достаточно большое пространство в русском языке и активно используется носителями русского языка в различных коммуникативных ситуациях. В связи с этим возникает научная необходимость исследований природы слов, выражающих категорию состояния, которая приводит к методологической необходимости описания способов и условий их функционирования в русском языке, а также к необходимости составления перечня слов, способных быть предикативами, разработки продуктивных моделей, реализующих категорию состояния в грамматическом плане, описания возможного грамматического окружения предикативов.

Биографии авторов

И. М. Некипелова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка как иностранного

Э. Ш. Некипелов, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

студент

Библиографические ссылки

Мельник А. Д. Проблема слов категории состояния в современной лингвистической литературе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 277. EDN: UZJBXL

Geniušienė E. The Typology of Reflexives. Berlin - New York - Amsterdam: Mouton de Gruyter, 1987. 456 р.

Князев Ю. П. Грамматическая семантика. Русский язык в типологической перспективе. Москва: Языки славянских культур, 2007. 704 с.

Недялков В. П. Заметки по типологии рефлексивных деагентивных конструкций // Проблемы теории грамматического залога. Ленинград: Наука, 1978. С. 28-37.

Виноградов В. В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). Москва: Русский язык, 2001. 720 c.

Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. Санкт-Петербург: Норинт, 1998. 1534 с. ISBN 5-7711-0015-3

Замятина И. В. Употребление личной и безличной формы причастного предикатива // Вестник МГОУ. Серия "Русская филология". 2008. № 2. С. 25-29.

Части речи: Теория и типология / [В. М. Алпатов А. Н. Барулин, Я. Г. Тестелец и др.; отв. ред. В. М. Алпатов] / Москва: Наука, 1990. 267 с.

Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении. Москва: Наука, 1978. 114 с.

Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии: [пособие для учителя]. Ленинград: Просвещение, 1976. 207 с.

Русская грамматика / [редколл.: Н. Ю. Шведова и др.] // Академия наук СССР институт русского языка "Русская грамматика". Москва: Наука, 1980.

Виноградов В. В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове): [учеб. пособие]. Москва: Русский язык, 2001. 720 c.

Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // Языковая система и речевая деятельность. Ленинград: Наука, 1974. С. 77-100.

Say S. On the nature of dative arguments in Russian constructions with "predicatives" // Current studies in Slavic linguistics. Amsterdam, Philadelphia, 2013. Pp. 225-246.

Zimmerling A. Dative subjects and semi-expletive pronouns in Russian // Studies in Formal Slavic Phonology, Morphology, Syntax, Semantics and Discourse Structure. Peter Lang, 2009. Pp. 253-265.

Некипелова И. М. Действие алгоритма равномерного поиска при отборе языковых средств в процессе оптимизации речи // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 4 (24). DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-4-50. EDN: QATRBL

Некипелова И. М., Некипелов Э. Ш. Семантические причины грамматического дрейфа (на материале трансформаций глаголов везти, паить, спорить) // Cross-Cultural Studies: Educationand Science. 2022. Т. 7. № 3. С. 54-69. (in Russ.). DOI: 10.24412/2470-1262-2021-3-54-69. EDN: PWKKMW

Некипелова И. М. Процессы языковой интериоризации и экстериоризации в осуществлении межкультурной коммуникации в пространстве поликультурного социума // Современные тренды в межкультурной коммуникации и дидактике || Contemporary Trends in Intercultural Communication and Didactics: монография / науч. ред. Л. Шипелевич. Варшава: Варшавский государственный университет, 2022. С. 396-421. (in Russ.). URL: http://ijevanlib.ysu.am/wp-content/uploads/2022/09/1Sowriemiennyje-triendy-w-mie%C5%BCkulturnoj-kommunikacyi-i-didaktikie-online_znak.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

Некипелова И. М., Минасян С. М. Особенности нетиповой интериоризации осложненных многозначностью омонимов неродного языка (на примере соотношения слова "предложение" с соответствующими ему словами в английском языке и языке йоруба) // Cuadernos de Rusística Española. 2021. № 17. Рр. 117-133. (in Russ.). DOI: 10.30827/cre.v17.21054. EDN: JOXNHB

Загрузки

Опубликован

10.04.2023

Как цитировать

Некипелова, И. М., & Некипелов, Э. Ш. (2023). ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УСТОЙЧИВОЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 19(1), 47–56. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-1-47-56

Выпуск

Раздел

Статьи