ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ

Авторы

  • К. А. Емшанов Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • М. А. Емшанов Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
  • О. М. Перминова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-2-22-33

Ключевые слова:

реализация и сбыт, рынок молочной продукции, конкурентоспособность, организационно-экономический механизм

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения эффективности стратегии конкурентоспособности организации молочной отрасли посредством формирования модели организационно-экономического механизма, позволяющего выбирать стратегические векторы развития с учетом интеграционного воздействия различных факторов. Проведенный теоретический анализ категорий «организационно-экономический механизм» и «конкурентоспособность» позволили определить подход к пониманию содержания взаимодействия исследуемых категорий как логическую последовательность действий организации по достижению цели, включающую маркетинговое исследование внутренней и внешней среды, выявление проблем развития, оценки путей и возможностей их решения с учетом максимального числа влияющих факторов различных уровней. Проведен анализ статистических данных, связанных с развитием рынка молочной продукции на уровне тенденций Российской Федерации и Республики Татарстан. Сделан вывод о возможности наращивания объемов производства молочной продукции и необходимости выстраивания эффективных межотраслевых связей посредством формирования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности организаций молочной отрасли Республики Татарстан. На примере ООО «Молочный комбинат «Касымовский» апробирован маркетинговый инструментарий анализа конкурентоспособности и проведены расчеты, часть из которых представлена в статье (расчет потребности в продукции молочной отрасли на 2026 г., анализ номенклатуры, динамика продаж и оценка потребительской осведомленности потребителей молочной продукции). Предложен методический подход к построению организационно-экономического механизма достижения определенного уровня конкурентоспособности организации молочной отрасли. Теоретическая трехуровневая модель организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности организаций молочной отрасли определяет векторы регулирования и критерии эффективности выбранных стратегий. В рамках методического подхода предложены обобщенный алгоритм развития организации и схема формирования процесса реализации молочной продукции.

Биографии авторов

К. А. Емшанов, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

аспирант

М. А. Емшанов, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

магистрант

О. М. Перминова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Библиографические ссылки

Рейтинг: крупнейшие производители молока Татарстана в 2022 году // Milknews. URL: https://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/reitingi/tatarstan-rejting-moloko-2022.html (дата обращения: 24.01.2024).

Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2023 : стат. сб. ; офиц. изд. Москва : Росстат, 2023. 853 с.

Нечитайлов А. С. Особенности формирования и перспективы развития рынка молока и молочной продукции в Республике Татарстан // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 2. С. 133-141. EDN: RZFKAK

Рейтинг крупнейших производителей молочной продукции // Агровестник. URL: https://agrovesti.net/lib/industries/dairy-farming/rejting-krupnejshikh-proizvoditelej-molochnoj-produktsii.html (дата обращения: 24.01.2024).

Блинников Денис. Аналитика российского рынка молочной продукции: что происходит в 2021 году // B2BTRADE. URL: https://b2btrade.ru/blog/analitika-rynka-molochnoj-produkcii-chto-proishodit-v-2021-godu (дата обращения: 04.02.2024).

Регионы России. Социально-экономические показатели - 2021 : стат. сб. ; офиц. изд. Москва : Росстат, 2021. 1114 с.

Блейман Нина. Инновации в молоке // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5dc948467a8aa99bdb8d2f34 (дата обращения: 22.02.2024).

Костюхин Ю. Ю., Мосейкин Ю. Н. Методические положения формирования системы управления промышленным предприятием на основе использования его потенциала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 1. С. 110-122.

Руденок О. В. Управление конкурентоспособностью продукции // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 3-5. EDN: SWODFH

Зинина О. В., Шапорова З. Е. Разработка механизма повышения конкурентоспособности предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 172-175. DOI: 10.26140/anie-2021-1002-0028. EDN: DIVZYY

Васяйчева В. А. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий транспортного машиностроения на основе управления инновационными проектами : монография. Самара, 2017. 177 с. ISBN: 978-5-98996-182-5. EDN: XVVGNZ

Сёмин А. Н, Мальцев Н. В. Совершенствование организационно-экономических основ инновационной деятельности в агропромышленном комплексе региона // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 11. С. 37-42. DOI: 10.32651/2070-0288-2018-11-37-42

Шилова А. Э., Лубкова Э. М. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и перспективные направления развития сельского хозяйства региона на примере Кемеровской области // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1. С. 502-507. EDN: YYFUJF

Сердобинцев Д. В., Юркова М. С., Алешина Е. А. Методы выявления и формирования инновационных территориальных кластеров в молочно-продуктовом подкомплексе АПК Поволжья // Молочнохозяйственный вестник. 2017. № 3. С. 213-228. DOI: 10.24411/2225-4269-2017-00040

Черникова С. А. Актуальные вопросы финансирования молочно-продуктового подкомплекса в рамках развития региональной пространственно-отраслевой структуры // Московский экономический журнал. 2020. № 6. С. 224-233.

Интегральная методика оценки организационно-экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе / Э. А. Фарвазова, Т. Н. Медведева, В. М. Шарапова, Н. В. Шарапова // Вестник СурГУ. 2021. Вып. 3 (33). С. 39-46. DOI: 10.34822/2312-3419-2021-3-39-46. EDN: JIEIAA

Стадник А. Т., Шелковников С. А., Овсянко Л. А. Организационно-экономический механизм государственного финансирования инновационного развития молочно-продуктового подкомплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 3 (369). С. 21-25.

Сёмин А. Н., Труба А. С., Марков А. К. Экономический рост в сельском хозяйстве: факторы генерации и механизм обеспечения: монография. Москва : КолЛок, 2021. 277 с. ISBN: 978-5-6046968-1-1. EDN: GLZPSG

Винничек Л. Б., Столярова Ю. В., Столярова О. А. Особенности организационно-экономических отношений в молочнопродуктовом подкомплексе Пензенской области // Regional Economics: Theory and Practice. 2018. Vol. 16, iss. 2. Pp. 348-363. DOI: 10.24891/re.16.2.348. EDN: YOBGJN

Ломакина И. Л. Методологические основы формирования организационно-экономического механизма управления предприятием // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. № 146. С. 185-188. EDN: MVOZZR

Шилова Т. А. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия. URL: http://www.rusnauka.com/ SND/Economics/10_shilova.doc.htm (дата обращения: 15.01.2024).

Загрузки

Опубликован

09.07.2024

Как цитировать

Емшанов, К. А., Емшанов, М. А., & Перминова, О. М. (2024). ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 20(2), 22–33. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-2-22-33

Выпуск

Раздел

Статьи