ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2024-2-22-33Ключевые слова:
реализация и сбыт, рынок молочной продукции, конкурентоспособность, организационно-экономический механизмАннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения эффективности стратегии конкурентоспособности организации молочной отрасли посредством формирования модели организационно-экономического механизма, позволяющего выбирать стратегические векторы развития с учетом интеграционного воздействия различных факторов. Проведенный теоретический анализ категорий «организационно-экономический механизм» и «конкурентоспособность» позволили определить подход к пониманию содержания взаимодействия исследуемых категорий как логическую последовательность действий организации по достижению цели, включающую маркетинговое исследование внутренней и внешней среды, выявление проблем развития, оценки путей и возможностей их решения с учетом максимального числа влияющих факторов различных уровней. Проведен анализ статистических данных, связанных с развитием рынка молочной продукции на уровне тенденций Российской Федерации и Республики Татарстан. Сделан вывод о возможности наращивания объемов производства молочной продукции и необходимости выстраивания эффективных межотраслевых связей посредством формирования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности организаций молочной отрасли Республики Татарстан. На примере ООО «Молочный комбинат «Касымовский» апробирован маркетинговый инструментарий анализа конкурентоспособности и проведены расчеты, часть из которых представлена в статье (расчет потребности в продукции молочной отрасли на 2026 г., анализ номенклатуры, динамика продаж и оценка потребительской осведомленности потребителей молочной продукции). Предложен методический подход к построению организационно-экономического механизма достижения определенного уровня конкурентоспособности организации молочной отрасли. Теоретическая трехуровневая модель организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности организаций молочной отрасли определяет векторы регулирования и критерии эффективности выбранных стратегий. В рамках методического подхода предложены обобщенный алгоритм развития организации и схема формирования процесса реализации молочной продукции.Библиографические ссылки
Рейтинг: крупнейшие производители молока Татарстана в 2022 году // Milknews. URL: https://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/reitingi/tatarstan-rejting-moloko-2022.html (дата обращения: 24.01.2024).
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2023 : стат. сб. ; офиц. изд. Москва : Росстат, 2023. 853 с.
Нечитайлов А. С. Особенности формирования и перспективы развития рынка молока и молочной продукции в Республике Татарстан // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 2. С. 133-141. EDN: RZFKAK
Рейтинг крупнейших производителей молочной продукции // Агровестник. URL: https://agrovesti.net/lib/industries/dairy-farming/rejting-krupnejshikh-proizvoditelej-molochnoj-produktsii.html (дата обращения: 24.01.2024).
Блинников Денис. Аналитика российского рынка молочной продукции: что происходит в 2021 году // B2BTRADE. URL: https://b2btrade.ru/blog/analitika-rynka-molochnoj-produkcii-chto-proishodit-v-2021-godu (дата обращения: 04.02.2024).
Регионы России. Социально-экономические показатели - 2021 : стат. сб. ; офиц. изд. Москва : Росстат, 2021. 1114 с.
Блейман Нина. Инновации в молоке // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5dc948467a8aa99bdb8d2f34 (дата обращения: 22.02.2024).
Костюхин Ю. Ю., Мосейкин Ю. Н. Методические положения формирования системы управления промышленным предприятием на основе использования его потенциала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2020. Т. 28. № 1. С. 110-122.
Руденок О. В. Управление конкурентоспособностью продукции // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 3-5. EDN: SWODFH
Зинина О. В., Шапорова З. Е. Разработка механизма повышения конкурентоспособности предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 172-175. DOI: 10.26140/anie-2021-1002-0028. EDN: DIVZYY
Васяйчева В. А. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий транспортного машиностроения на основе управления инновационными проектами : монография. Самара, 2017. 177 с. ISBN: 978-5-98996-182-5. EDN: XVVGNZ
Сёмин А. Н, Мальцев Н. В. Совершенствование организационно-экономических основ инновационной деятельности в агропромышленном комплексе региона // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 11. С. 37-42. DOI: 10.32651/2070-0288-2018-11-37-42
Шилова А. Э., Лубкова Э. М. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и перспективные направления развития сельского хозяйства региона на примере Кемеровской области // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1. С. 502-507. EDN: YYFUJF
Сердобинцев Д. В., Юркова М. С., Алешина Е. А. Методы выявления и формирования инновационных территориальных кластеров в молочно-продуктовом подкомплексе АПК Поволжья // Молочнохозяйственный вестник. 2017. № 3. С. 213-228. DOI: 10.24411/2225-4269-2017-00040
Черникова С. А. Актуальные вопросы финансирования молочно-продуктового подкомплекса в рамках развития региональной пространственно-отраслевой структуры // Московский экономический журнал. 2020. № 6. С. 224-233.
Интегральная методика оценки организационно-экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе / Э. А. Фарвазова, Т. Н. Медведева, В. М. Шарапова, Н. В. Шарапова // Вестник СурГУ. 2021. Вып. 3 (33). С. 39-46. DOI: 10.34822/2312-3419-2021-3-39-46. EDN: JIEIAA
Стадник А. Т., Шелковников С. А., Овсянко Л. А. Организационно-экономический механизм государственного финансирования инновационного развития молочно-продуктового подкомплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 3 (369). С. 21-25.
Сёмин А. Н., Труба А. С., Марков А. К. Экономический рост в сельском хозяйстве: факторы генерации и механизм обеспечения: монография. Москва : КолЛок, 2021. 277 с. ISBN: 978-5-6046968-1-1. EDN: GLZPSG
Винничек Л. Б., Столярова Ю. В., Столярова О. А. Особенности организационно-экономических отношений в молочнопродуктовом подкомплексе Пензенской области // Regional Economics: Theory and Practice. 2018. Vol. 16, iss. 2. Pp. 348-363. DOI: 10.24891/re.16.2.348. EDN: YOBGJN
Ломакина И. Л. Методологические основы формирования организационно-экономического механизма управления предприятием // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2007. № 146. С. 185-188. EDN: MVOZZR
Шилова Т. А. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятия. URL: http://www.rusnauka.com/ SND/Economics/10_shilova.doc.htm (дата обращения: 15.01.2024).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 К А Емшанов, М А Емшанов, О М Перминова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.