Обучение студентов-иностранцев использованию безличных предложений на занятиях по русскому языку как иностранному

Авторы

  • О. Л. Арискина Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
  • Е. А. Дрянгина Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
  • А. И. Насонова Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-73-80

Ключевые слова:

типы упражнений, русский язык как иностранный, безличные предложения

Аннотация

В статье поднимаются проблемы, связанные с изучением безличных предложений студентами-иностранцами на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Государственный стандарт подтверждает необходимость употребления безличных конструкций на разных уровнях владения РКИ. В статье дан краткий обзор работ, посвященных различным аспектам изучения безличных конструкций в методике преподавания русского языка как иностранного. Основной акцент в статье делается на разработке системы упражнений в рамках применения модульной технологии при обучении безличным предложениям студентов из Туркменистана на занятиях по РКИ на филологическом факультете. Предложенные упражнения относятся к третьему модулю (первый представляет собой анкетирование, позволившее выявить знания студентов-иностранцев о безличном предложении, второй - рассмотрение теоретических сведений о видах односоставных предложений, в том числе безличных) и включают в себя разные типы: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, коммуникативные. Предложенная система разнообразных упражнений и заданий направлена на формирование не только прочных теоретических знаний, но практических навыков употребления безличных предложений. Все типы упражнений использовались в процессе отработки каждого из значений безличных конструкций: отсутствие лица или предмета у кого-либо, где-либо или вообще; необходимость или возможность / невозможность совершения какого-либо действия; желание совершения какого-либо действия; состояние (физическое или душевное состояние человека, окружающего пространства) и т. д. Приводятся и анализируются ответы студентов, демонстрирующие сложность безличных конструкций для иностранных студентов, необходимость их отработки. Отмечено, что особенно эффективно иностранными учащимися усваиваются конструкции, обозначающие состояние окружающей среды или человека, а также наиболее распространенные конструкции с модальными словами.

Биографии авторов

О. Л. Арискина, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

доктор филологических наук, профессор

Е. А. Дрянгина, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

кандидат педагогических наук, доцент

А. И. Насонова, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

магистрант

Библиографические ссылки

Игнатова И. Б., Малышева Н. А. Система упражнений как средство обучения речевому общению иностранных студентов-филологов (этап включенного обучения) // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 4 (12). С. 145-150. EDN: XDZKNPURL

Гуанвэй Ч. Модульный подход при изучении падежной системы на занятиях по РКИ в Шаньдунском университете путей сообщения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2025. Т. 11. № 1. С. 158-169. EDN: MJSFNI

Байрамукова А. И., Сарцилина А. И. Методические приемы изучения синтаксиса простого предложения при обучении иностранных граждан // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Ялта : РИО ГПА, 2023. Вып. 78. Ч. 4. С. 12-14.

Хуэйли Ц. Отражение темы «безличные предложения» в учебных пособиях по изучению русского языка как иностранного для китайских студентов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 93-100. DOI: 10.25726/n4537-3441-2616-s. EDN: RNGWDP

Казачук И. Г., Глухих И. Г., Миронова А. А. Педагогические возможности изучения безличных предложений на уроках русского языка в школе и ВУЗе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 167. С. 67-87. DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.005. EDN:TKMVLR

Aktaş R. Cтруктурно-семантические особенности безличных предложений в курсе РКИ // Uluslararası Dil, Edebiyatve Kültür Araştırmaları Dergisi (UDEKAD). 2023. Vol. 6, no. 1. Pp. 19-30. DOI: https://doi.org/10.37999/udekad.1241873

Хуэйли Ц. Отражение темы «безличные предложения» в учебных пособиях по изучению русского языка как иностранного для китайских студентов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 93-100. DOI: 10.25726/n4537-3441-2616-s. EDN: RNGWDP

Галкина-Федорук Е. М. Безличные предложения в современном русском языке. Москва : Либроком, 2019. 334 с. ISBN 978-5-397-06739-3

Паташкова Е. С. Безличные предложения в синтаксической системе языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 298-307. EDN: RAQRBN

Отажонова Ё. А., Рузметова З. Н. Безличные предложения как средство выразительности в современной русской литературе // Journal of new century innovations. 2025.Vol. 76, no. 1. Pp. 104-107.

Загрузки

Опубликован

06.10.2025

Как цитировать

Арискина, О. Л., Дрянгина, Е. А., & Насонова, А. И. (2025). Обучение студентов-иностранцев использованию безличных предложений на занятиях по русскому языку как иностранному. Социально-экономическое управление: теория и практика, 21(3), 73–80. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-73-80

Выпуск

Раздел

Статьи