Обучение студентов-иностранцев использованию безличных предложений на занятиях по русскому языку как иностранному
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2025-3-73-80Ключевые слова:
типы упражнений, русский язык как иностранный, безличные предложенияАннотация
В статье поднимаются проблемы, связанные с изучением безличных предложений студентами-иностранцами на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ). Государственный стандарт подтверждает необходимость употребления безличных конструкций на разных уровнях владения РКИ. В статье дан краткий обзор работ, посвященных различным аспектам изучения безличных конструкций в методике преподавания русского языка как иностранного. Основной акцент в статье делается на разработке системы упражнений в рамках применения модульной технологии при обучении безличным предложениям студентов из Туркменистана на занятиях по РКИ на филологическом факультете. Предложенные упражнения относятся к третьему модулю (первый представляет собой анкетирование, позволившее выявить знания студентов-иностранцев о безличном предложении, второй - рассмотрение теоретических сведений о видах односоставных предложений, в том числе безличных) и включают в себя разные типы: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, коммуникативные. Предложенная система разнообразных упражнений и заданий направлена на формирование не только прочных теоретических знаний, но практических навыков употребления безличных предложений. Все типы упражнений использовались в процессе отработки каждого из значений безличных конструкций: отсутствие лица или предмета у кого-либо, где-либо или вообще; необходимость или возможность / невозможность совершения какого-либо действия; желание совершения какого-либо действия; состояние (физическое или душевное состояние человека, окружающего пространства) и т. д. Приводятся и анализируются ответы студентов, демонстрирующие сложность безличных конструкций для иностранных студентов, необходимость их отработки. Отмечено, что особенно эффективно иностранными учащимися усваиваются конструкции, обозначающие состояние окружающей среды или человека, а также наиболее распространенные конструкции с модальными словами.Библиографические ссылки
Игнатова И. Б., Малышева Н. А. Система упражнений как средство обучения речевому общению иностранных студентов-филологов (этап включенного обучения) // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 4 (12). С. 145-150. EDN: XDZKNPURL
Гуанвэй Ч. Модульный подход при изучении падежной системы на занятиях по РКИ в Шаньдунском университете путей сообщения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2025. Т. 11. № 1. С. 158-169. EDN: MJSFNI
Байрамукова А. И., Сарцилина А. И. Методические приемы изучения синтаксиса простого предложения при обучении иностранных граждан // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. Ялта : РИО ГПА, 2023. Вып. 78. Ч. 4. С. 12-14.
Хуэйли Ц. Отражение темы «безличные предложения» в учебных пособиях по изучению русского языка как иностранного для китайских студентов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 93-100. DOI: 10.25726/n4537-3441-2616-s. EDN: RNGWDP
Казачук И. Г., Глухих И. Г., Миронова А. А. Педагогические возможности изучения безличных предложений на уроках русского языка в школе и ВУЗе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 167. С. 67-87. DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.005. EDN:TKMVLR
Aktaş R. Cтруктурно-семантические особенности безличных предложений в курсе РКИ // Uluslararası Dil, Edebiyatve Kültür Araştırmaları Dergisi (UDEKAD). 2023. Vol. 6, no. 1. Pp. 19-30. DOI: https://doi.org/10.37999/udekad.1241873
Хуэйли Ц. Отражение темы «безличные предложения» в учебных пособиях по изучению русского языка как иностранного для китайских студентов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 93-100. DOI: 10.25726/n4537-3441-2616-s. EDN: RNGWDP
Галкина-Федорук Е. М. Безличные предложения в современном русском языке. Москва : Либроком, 2019. 334 с. ISBN 978-5-397-06739-3
Паташкова Е. С. Безличные предложения в синтаксической системе языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 298-307. EDN: RAQRBN
Отажонова Ё. А., Рузметова З. Н. Безличные предложения как средство выразительности в современной русской литературе // Journal of new century innovations. 2025.Vol. 76, no. 1. Pp. 104-107.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 О Л Арискина, Е А Дрянгина, А И Насонова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.