THE QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES ASSESSING ALGORITHM FROM A COMPETITIVE STANDPOINT
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-4-56-68Keywords:
educational service quality, educational service, competitivenessAbstract
The article is devoted to the problem of studying approaches to assessing the quality of educational services and the components of the competitiveness of an educational institution in the context of changing societal requirements for the educational process. Based on the theoretical analysis of the categories “quality of educational services” and “competitiveness of a university,” a comprehensive conceptual approach to assessing the quality of educational services from the perspective of assessing the competitiveness of a university is proposed, which distinguishes the micro-level, meso-level and macro-level. For each of them, goals, objectives, principles and criteria for managing the development of the quality of educational services are proposed and formulated. The results of a study conducted among students regarding attitudes towards the quality of educational services provided can be used in the development of programs to improve the quality of educational services as part of the university’s competitiveness strategy. It was revealed that the majority of students are generally satisfied with both the process of receiving educational services and the result of developing professional competencies, which meets the requirements of the competency-based approach. The developed sequence of the process of assessing the quality of educational services, consisting of defining goals, principles, types, assessment indicators, conducting an assessment and analyzing the results obtained, is the basis of a generalized algorithm for assessing the quality of a university's educational services.References
Перминова О. М., Устинова Н. П., Трефилова Е. А. Наставничество в образовательном учреждении высшего образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29, № 3. С. 84-90. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-3-84-90
Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37-38.
Перминова О. М. Управление конкурентоспособностью государственного вуза на основе формирования его инновационно-образовательного потенциала: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. 188 с. ISBN 978-5-7526-0425-6. EDN: PGAOGS
Ковалева О. П. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг // Вестник СибАДИ. 2013. № 5 (33). С. 127-130. EDN: RKNWEX
Новгородов П. А., Новиков А. В. Интеллектуальный капитал как фактор конкурентоспособности предпринимательского университета: стоимостной подход // Могущество Сибири будет прирастать!?: Междунар. науч. форум "Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов": в 4 т. Т. 2. Новосибирск: Новосибир. гос. ун-т экономки и управления, 2018. С. 174-179.
Донецкая С. С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 20-30.
Закирова Д. Ф. Стратегическое управление потенциалом как фактор обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики // Вестник ТИСБИ. 2005. № 3. С. 223-228.
Фетисенков В. В. О сущности и конкурентоспособности российских университетов и методах ее оценки // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6 (95). С. 674-679. EDN: XPUFOX
Резник С. Д., Юдина Т. А., Камбург В. Г. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 488-493.
Юданова А. Л. Понятие конкурентоспособности вуза // Вестник БИЭФ: межвуз сб. науч. тр. Вып. 33, т 1. Калининград: БИЭФ, 2005.
Худадова А. К. Ранжирование университетов на основе нечетких методов многокритериальной оценки показателей их конкурентоспособности // Автоматизация и измерения в машиноприборостроении. 2018. № 4 (4). С. 39-48. EDN: VKETUK
Бушина А. В., Дружинина И. А. Использование международных рейтинговых систем для оценки конкурентоспособности российских университетов: материалы Всерос. науч. конф. молодых исследователей "Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2018)". Москва, 2018. С. 366-371.
Шеметова Н. К. Маркетинговая стратегия высшего учебного заведении: формирование и оценка эффективности реализации // Образование и наука. 2015. № 1. С. 21-32.
Якимович Е. П., Суржик С. С., Доронина Н. А. Образовательная среда вуза как фактор качества образовательных услуг // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-faktor-kachestva-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 27.10.2023).
Аушева H. H. Выявление ключевых направлений формирования и развития рынка образовательных услуг // Инженерный вестник Дона. 2012. № 3 URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/1054 (дата обращения: 25.11.2023).
Категорская Т. П. Совершенствование механизма управления качеством образовательных услуг в системе высшего образования // Вестник Поволж. гос. технол. ун-та. 2022. С. 13-17.
Белова С. Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 1. С. 22-29.
Абрамов С. С. Оценка качества услуг с учетом позиции потребителя // Вестник Адыг. гос. ун-та. Серия 5: Экономика. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-uslug-s-uchetom-pozitsii-potrebitelya (дата обращения: 27.11.2023).
Шмарихина Е. С. Проблемы оценки качества образовательных услуг вузов // Наука о данных: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург. гос. эконом. ун-т, 2020. - С. 335-337.
Фадеева Н. В. Методология оценки качества услуг // Вестник Тамбов. гос. техн. ун-та. 2012. Т. 18. № 2. С. 484-492.
Тимакова А. Ю. Основные пути формирования конкурентного преимущества образовательных организаций в контексте качества образовательной услуги // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития: сб. науч. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. Калуга: Калуж. гос. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2022. С. 330-336.
Панасюк В. П. Клиентоориентированный подход в системах и процедурах оценки качества образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 25-30.
Миляева Л. Г. Менеджмент качества образовательных услуг высших учебных заведений: теоретические и методические аспекты // Менеджмент качества. 2019. № 4. С. 316-323. URL: https://grebennikon.ru/article-979a.html (дата обращения: 05.12.2021).
Кальней В. А., Шишов С. Е., Бухтеева Е. Е. Управление качеством образовательного процесса: монография. Москва: Логос, 2015. 272 с.
Ильченко И. А. Методика комплексной оценки качества образовательной услуги учреждения высшего образования // Вестник Таганрог. ин-та упр. и экон. 2017. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-kompleksnoy-otsenki-kachestva-obrazovatelnoy-uslugi-uchrezhdeniya-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 01.12.2021).
Васильева Н. О. Методика оценки результатов освоения образовательной программы студентами вузов // Актуальные вопросы полихотомического анализа: материалы Межрегион. темат. сб. с междунар. участием. Курган, 2020. С. 43-50.
Басюк А. С., Антипенко Р. В. Оценка качества образовательных услуг вуза // Научный вестник Юж. ин-та менеджмента. 2019. №4. С. 117-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-obrazovatelnyh-uslug-vuza/viewer (дата обращения: 05.12.2023). DOI: http//doi.org/10/31775/2305-3100-2019-4-123-117
ГОСТ Р 506462012. Услуги населению. Термины и определения. Взамен ГОСТ Р 5064694; введ. 01.01.2014. Москва: Стандартинформ, 2020. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102288 (дата обращения: 15.11.2023).
Ревенко Н. Ф., Силиванова О. А., Перминова О. М. Гармонизация потребностей региональных рынков труда и образовательных услуг - необходимое условие эффективного развития территории опережающего социально-экономического развития // Вестник ИжГТУ. 2018. № 2. С. 57-62.
Хасанова А. Ш., Мирзагалямова З. Н. К вопросу о конкурентоспособности высшего образования в России // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2017. № 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-konkurentosposobnosti-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 19.11.2023).
Сон Т. А. Формирование рынка образовательных услуг // Энциклопедия маркетинга. URL: http://www.marketing.spb.ru (дата обращения: 24.11.2023).
Терещенко Н. Н., Грасс Т. П. Оценка качества услуг на рынке образовательных услуг высшего образования с позиций потребителей // Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Красноярск, 14-16 мая 2020 г. / Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. С. 113-117. EDN: XQNDMO
Борисова О. М., Ибрагимова О. Ю. Концептуальные основы маркетинга образовательных услуг // Вестник Сиб. ин-та бизнеса и информ. технол. 2018. № 2 (26). С. 8-15.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя ред. 11.01.2023) // Гарант. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 23.11.2023).
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С. 6-11.
Исаков А. М., Исакова А. М., Кориков А. М. Формирование компетенций студентов на основе взаимодействия университета с работодателями // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2020. Т. 23. № 1. С. 76-81. DOI: 10.21293/1818-0442-2020-23-1-76-81. EDN: UUARRF
Григораш О. В. Особенности оценки качества образования выпускников вузов технических специальностей // Развитие образования. 2018. № 1 (1). С. 32-34.
Шмарихина Е. С., Овечкина Н. И. Система статистических показателей оценки качества высшего образования // Вестник Новосиб. гос. ун-та экон. и упр. 2020. № 3. С. 155-163. DOI: 10.34020/2073-6495-2020-3-155-163
Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25 (3). С. 33-44. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.025
Терещенко Н. Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. 267 с. ISBN 5-7638-0619-0
Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг: монография / В. А. Долятовский [и др.]; под ред. В. А. Долятовского, О. А. Мазура. Ростов-на-Дону; Невинномысск: [Невинномысский ин-т экономики, упр. и права], 2005. 235 с. ISBN 5-94812-025-2
Сергеева И. Г., Абдураимова И. Г., Васильева Ю. В. Определение эффективности образовательных услуг на основе анализа международных методик // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 6. С. 29-33.
Елтунова И. Б., Николаева Л. В., Гороховская Н. А. Инструменты цифровизации как средство повышения качества образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 86-89.
Downloads
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2023 Вэйвэй Чжан, О М Перминова
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.