АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С ПОЗИЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-4-56-68Ключевые слова:
качество образовательной услуги, образовательная услуга, конкурентоспособностьАннотация
Статья посвящена проблеме изучения подходов к оценке качества образовательных услуг и составных элементов конкурентоспособности образовательного учреждения в условиях изменяющихся требований общества к образовательному процессу. На основе проведенного теоретического анализа категорий «качество образовательной услуги» и «конкурентоспособность вуза» предложен комплексный концептуальный подход к оценке качества образовательных услуг с позиции оценки конкурентоспособности вуза, в котором выделены микроуровень, мезоуровень и макроуровень. Для каждого из них предложены и сформулированы цели, задачи, принципы и критерии управления развитием качества образовательных услуг. Результаты проведенного среди студентов исследования отношения к качеству предоставляемых образовательных услуг могут быть использованы при разработке программ повышения качества образовательных услуг в рамках стратегии конкурентоспособности вуза. Выявлено, что большинство студентов в целом довольны как процессом получения образовательной услуги, так и результатом формирования профессиональных компетенций, что соответствует требованиям компетентностного подхода. Разработанная последовательность процесса оценки качества образовательных услуг, состоящая из определения целей, принципов, типов, индикаторов оценки, проведения оценки и анализа полученных результатов, является основой обобщенного алгоритма оценки качества образовательной услуги вуза.Библиографические ссылки
Перминова О. М., Устинова Н. П., Трефилова Е. А. Наставничество в образовательном учреждении высшего образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. Т. 29, № 3. С. 84-90. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-3-84-90
Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37-38.
Перминова О. М. Управление конкурентоспособностью государственного вуза на основе формирования его инновационно-образовательного потенциала: монография. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. 188 с. ISBN 978-5-7526-0425-6. EDN: PGAOGS
Ковалева О. П. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг // Вестник СибАДИ. 2013. № 5 (33). С. 127-130. EDN: RKNWEX
Новгородов П. А., Новиков А. В. Интеллектуальный капитал как фактор конкурентоспособности предпринимательского университета: стоимостной подход // Могущество Сибири будет прирастать!?: Междунар. науч. форум "Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов": в 4 т. Т. 2. Новосибирск: Новосибир. гос. ун-т экономки и управления, 2018. С. 174-179.
Донецкая С. С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 20-30.
Закирова Д. Ф. Стратегическое управление потенциалом как фактор обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики // Вестник ТИСБИ. 2005. № 3. С. 223-228.
Фетисенков В. В. О сущности и конкурентоспособности российских университетов и методах ее оценки // Экономика и предпринимательство. 2018. № 6 (95). С. 674-679. EDN: XPUFOX
Резник С. Д., Юдина Т. А., Камбург В. Г. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 488-493.
Юданова А. Л. Понятие конкурентоспособности вуза // Вестник БИЭФ: межвуз сб. науч. тр. Вып. 33, т 1. Калининград: БИЭФ, 2005.
Худадова А. К. Ранжирование университетов на основе нечетких методов многокритериальной оценки показателей их конкурентоспособности // Автоматизация и измерения в машиноприборостроении. 2018. № 4 (4). С. 39-48. EDN: VKETUK
Бушина А. В., Дружинина И. А. Использование международных рейтинговых систем для оценки конкурентоспособности российских университетов: материалы Всерос. науч. конф. молодых исследователей "Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2018)". Москва, 2018. С. 366-371.
Шеметова Н. К. Маркетинговая стратегия высшего учебного заведении: формирование и оценка эффективности реализации // Образование и наука. 2015. № 1. С. 21-32.
Якимович Е. П., Суржик С. С., Доронина Н. А. Образовательная среда вуза как фактор качества образовательных услуг // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-faktor-kachestva-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 27.10.2023).
Аушева H. H. Выявление ключевых направлений формирования и развития рынка образовательных услуг // Инженерный вестник Дона. 2012. № 3 URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2012/1054 (дата обращения: 25.11.2023).
Категорская Т. П. Совершенствование механизма управления качеством образовательных услуг в системе высшего образования // Вестник Поволж. гос. технол. ун-та. 2022. С. 13-17.
Белова С. Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 1. С. 22-29.
Абрамов С. С. Оценка качества услуг с учетом позиции потребителя // Вестник Адыг. гос. ун-та. Серия 5: Экономика. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-uslug-s-uchetom-pozitsii-potrebitelya (дата обращения: 27.11.2023).
Шмарихина Е. С. Проблемы оценки качества образовательных услуг вузов // Наука о данных: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург. гос. эконом. ун-т, 2020. - С. 335-337.
Фадеева Н. В. Методология оценки качества услуг // Вестник Тамбов. гос. техн. ун-та. 2012. Т. 18. № 2. С. 484-492.
Тимакова А. Ю. Основные пути формирования конкурентного преимущества образовательных организаций в контексте качества образовательной услуги // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития: сб. науч. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. Калуга: Калуж. гос. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2022. С. 330-336.
Панасюк В. П. Клиентоориентированный подход в системах и процедурах оценки качества образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 25-30.
Миляева Л. Г. Менеджмент качества образовательных услуг высших учебных заведений: теоретические и методические аспекты // Менеджмент качества. 2019. № 4. С. 316-323. URL: https://grebennikon.ru/article-979a.html (дата обращения: 05.12.2021).
Кальней В. А., Шишов С. Е., Бухтеева Е. Е. Управление качеством образовательного процесса: монография. Москва: Логос, 2015. 272 с.
Ильченко И. А. Методика комплексной оценки качества образовательной услуги учреждения высшего образования // Вестник Таганрог. ин-та упр. и экон. 2017. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-kompleksnoy-otsenki-kachestva-obrazovatelnoy-uslugi-uchrezhdeniya-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 01.12.2021).
Васильева Н. О. Методика оценки результатов освоения образовательной программы студентами вузов // Актуальные вопросы полихотомического анализа: материалы Межрегион. темат. сб. с междунар. участием. Курган, 2020. С. 43-50.
Басюк А. С., Антипенко Р. В. Оценка качества образовательных услуг вуза // Научный вестник Юж. ин-та менеджмента. 2019. №4. С. 117-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-obrazovatelnyh-uslug-vuza/viewer (дата обращения: 05.12.2023). DOI: http//doi.org/10/31775/2305-3100-2019-4-123-117
ГОСТ Р 506462012. Услуги населению. Термины и определения. Взамен ГОСТ Р 5064694; введ. 01.01.2014. Москва: Стандартинформ, 2020. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102288 (дата обращения: 15.11.2023).
Ревенко Н. Ф., Силиванова О. А., Перминова О. М. Гармонизация потребностей региональных рынков труда и образовательных услуг - необходимое условие эффективного развития территории опережающего социально-экономического развития // Вестник ИжГТУ. 2018. № 2. С. 57-62.
Хасанова А. Ш., Мирзагалямова З. Н. К вопросу о конкурентоспособности высшего образования в России // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2017. № 3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-konkurentosposobnosti-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 19.11.2023).
Сон Т. А. Формирование рынка образовательных услуг // Энциклопедия маркетинга. URL: http://www.marketing.spb.ru (дата обращения: 24.11.2023).
Терещенко Н. Н., Грасс Т. П. Оценка качества услуг на рынке образовательных услуг высшего образования с позиций потребителей // Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Красноярск, 14-16 мая 2020 г. / Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. С. 113-117. EDN: XQNDMO
Борисова О. М., Ибрагимова О. Ю. Концептуальные основы маркетинга образовательных услуг // Вестник Сиб. ин-та бизнеса и информ. технол. 2018. № 2 (26). С. 8-15.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя ред. 11.01.2023) // Гарант. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 23.11.2023).
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С. 6-11.
Исаков А. М., Исакова А. М., Кориков А. М. Формирование компетенций студентов на основе взаимодействия университета с работодателями // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2020. Т. 23. № 1. С. 76-81. DOI: 10.21293/1818-0442-2020-23-1-76-81. EDN: UUARRF
Григораш О. В. Особенности оценки качества образования выпускников вузов технических специальностей // Развитие образования. 2018. № 1 (1). С. 32-34.
Шмарихина Е. С., Овечкина Н. И. Система статистических показателей оценки качества высшего образования // Вестник Новосиб. гос. ун-та экон. и упр. 2020. № 3. С. 155-163. DOI: 10.34020/2073-6495-2020-3-155-163
Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25 (3). С. 33-44. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.025
Терещенко Н. Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. 267 с. ISBN 5-7638-0619-0
Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг: монография / В. А. Долятовский [и др.]; под ред. В. А. Долятовского, О. А. Мазура. Ростов-на-Дону; Невинномысск: [Невинномысский ин-т экономики, упр. и права], 2005. 235 с. ISBN 5-94812-025-2
Сергеева И. Г., Абдураимова И. Г., Васильева Ю. В. Определение эффективности образовательных услуг на основе анализа международных методик // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 6. С. 29-33.
Елтунова И. Б., Николаева Л. В., Гороховская Н. А. Инструменты цифровизации как средство повышения качества образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 86-89.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вэйвэй Чжан, О М Перминова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.