КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ДРАЙВЕР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-2-74-81Ключевые слова:
клиповое мышление, поколение Z, «цифровые люди», гиперинформатизация, аддикцияАннотация
Раскрывается проблематика нового типа мышления современных школьников и студентов, сформировавшегося посредством доминирующей роли интернета при поиске и обработке информации. Молодые люди находятся в условиях информационного шума, при этом нет действенных инструментов, чтобы повлиять на инфопоток; единственное средство избежать переутомления - фрагментарно, клипово воспринимать поступающую информацию. В ходе исследования автором предпринята попытка всесторонне рассмотреть явление клипового мышления, определить факторы, способствующие его появлению у поколения Z, проанализировать критерии когнитивно-перцептивной деятельности обучающихся. Возможность такого рода анализа осуществима по причине междисциплинарности рассматриваемого феномена. Полученные результаты отчетливо иллюстрируют ситуацию негативного воздействия клипового мышления на традиционную систему образования, т. к. она не способна обеспечить в полной мере качественное восприятие учащимися материала. Эксперты в этой сфере отмечают необходимость трансформации всей структуры эволюционным путем, не ломая привычную схему, а дополняя ее эффективным инструментарием, способствующим активизации конструктивных аспектов клипового мышления, включающих в себя многозадачность, быструю проработку полученной информации, решение поставленных задач с привлечением различных модальностей. Использование актуальных приемов в учебном процессе, обеспечиваемых потенциалом разнообразных мобильных устройств, позволяет заинтересовать участников, научить системно и логично работать над проблемой, анализировать, синтезировать и верифицировать информацию, которую они сами генерируют. Базовыми площадками, по мнению автора, могут выступать игровые обучающие платформы, вовлекающие в учебный процесс не только стандартные источники информации - учебники, но и мобильные устройства, работающие как цифровая экосистема, способствующая решению любой задачи, активизации потенциала клипового мышления. Сделан вывод, что процесс трансформации классической образовательной системы динамично, но планомерно меняется под воздействием нового мыслительного процесса современного цифрового поколения.Библиографические ссылки
Загоруйко И. Н. Функциональный аспект заголовков в клипово-ориентированном информационном пространстве Интернета // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2018. № 2 (98). С. 85-91.
Радионова Л. А. Теория поколений как методология обучения в современном вузе // Романия: языковое и культурное наследие - 2019 : материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16 мая 2019 г. / редколл.: О. В. Лапунова [и др.]. - Минск : Белорус. гос. ун-т, 2019. С. 296-304.
Тоффлер Э. Третья волна. Москва : АСТ, 2009. 800 с.
Голубева Т. М. Языковая манипуляция в предвыборном дискурсе: на материале американского варианта английского языка : автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. - Нижний Новгород, 2009. 22 с.
Царева Т. Н. Аналитический обзор методов оценивания качества интернет-сайтов // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiticheskiy-obzor-metodov-otsenivaniya-kachestva-internet-saytov (дата обращения: 24.02.2022).
Бейбутов Д. А., Михайлова Т. Л. Мир как конструкт клипового сознания, или о будущих сценариях человечества // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-4. С. 585-589.
Березовская И. П., Новикова Е. С. Клиповое мышление как предмет междисциплинарного исследования // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества : тр. Междунар. науч.-теор. конф. Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 30-33.
Горобец В. В., Ковалёв В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94-100.
Дужик Д. Д., Виликотская Л. А. Глобальная сеть и «клиповое» мышление // Интернет как реальность : сб. докл. III Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2017. С. 86-89.
Загоруйко И. Н. Функциональный аспект заголовков в клипово-ориентированном информационном пространстве Интернета // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2018. № 2 (98). С. 85-91.
Дрепа М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов : дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Северо-Кавказский социальный институт. Ставрополь, 2009. 254 с.
Брицов Р. А. Ранжирование информации на основе оценок и поведения пользователей // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2016. Т. 10. № 1. С. 62-66.
Фрумкин К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum. 2010. С. 26-36.
Meijman T. F. Mental fatigue and the efficiency of information processing in relation to work times // International J. Industrial Ergonomics. Vol. 20. 1997. Pp. 31-38. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S016981419 6000297?via%3Dihub (дата обращения: 28.02.2022).
Thomas M., Smith A. An investigation into the cognitive deficits associated with chronic fatigue syndrome // The Open Neurology J. 2009. Vol. 3. Pp. 13-23. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2682840/(дата обращения: 28.02.2022).
Фрумкин К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum. 2010. № 1. С. 26-36.
Горобец В. В., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94-100.
Фрумкин К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum. 2010. № 1. С. 26-36.
Бутакова Е. С. К вопросу о подготовке элитных инженерных кадров: опыт России и мира // Высшее образование сегодня. 2013. № 2. С. 20-26.
Образовательные технологии геймификации в вузе и «клиповое мышление» современной молодежи / Ж. В. Коробанова, Д. А. Суркова, И. А. Хан, Н. С. Яровенко // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста : сб. науч. тр. студ., асп. и преп. Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / ред. колл.: А. Н. Лебедев, Н. В. Анненкова, Е. В. Камнева, Ю. Е. Мужичкова. Москва, 2014. С. 124-131.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 И Н Загоруйко
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.