УПРАЖНЕНИЕ ДИКТОГЛОСС КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ

Авторы

  • Д. А. Волкова Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

DOI:

https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-3-46-51

Ключевые слова:

переводческие навыки, обучение иностранным языка, диктоглосс

Аннотация

Статья посвящена упражнению диктоглосс, его целям, задачам, разновидностям, функциям, и этапам проведения для формирования, развития и автоматизации навыков четырех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования и письма) при обучении иностранным языкам. Раскрываются особенности и различия подготовки и проведения диктоглосса при работе с учащимися, обладающими различным уровнем языковой подготовки. Особое внимание уделяется применению такого упражнения при формировании, развитии и автоматизации навыков в области письменного и устного перевода. Приведены рекомендации по подбору текстов (их объему и сложности), правилам диктовки и постановки конечной педагогической и переводческой задачи в зависимости от уровня подготовки учащихся. Выявлены различия на третьем (восстановление исходного текста) и четвертом (анализ восстановленного текста) этапах выполнения упражнения с «классической» версией диктоглосса. Проведенный анализ переводческих умений и навыков студентов, обучавшихся по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в Институте переводчиков ИжГТУ имени М. Т. Калашникова с 2010 по 2022 гг. показал, что эффективность выполнения упражнения составляет 30-40 % на начальных этапах работы с диктоглоссом и 99 % и более на этапах сформированности навыков работы по восстановлению текста.

Биография автора

Д. А. Волкова, Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова

старший преподаватель кафедры «Английский язык»

Библиографические ссылки

Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справ. пособие. Москва: Дрофа; Cambridge University Press, 2008.

Аксенова И. Н. Лингводидактический потенциал комплексного задания "Диктоглосс" // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2019. Т. 24. № 180. С. 70-78. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-180-70-78

Академик: [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17848 (дата обращения: 08.09.2023).

Баранова Н. А., Игнатенко Э. В. Диктоглосс как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроке английского языка // Концепт. 2016. № S12. С. 1-5. URL: http://e-koncept.ru/2016/76137.htm (дата обращения: 15.09.2023).

Симакова С. М. Роль диктоглосса при обучении иностранному языку в техническом вузе // Педагогический вестник. 2019. № 6. С. 62-64.

Коробейникова Л. Я. Диктоглосс как методический прием реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций. URL: http://www.rusnauka.com/ 10._ENXXIV_2007/Philologia/21821.doc.htm (дата обращения: 10.09.2023).

Vasiljevic Z. Dictogloss as an Interactive Method of Teaching Listening Comprehension to L2 Learners // English Language Teaching. 2010. Vol. 3. No. 1. Pp. 41-52.

Kidd R. Teaching ESL Grammar Through Dictation // TESL Canada Journal. 1992. Vol. 10. #1. Pp. 49-61. DOI: 10.18806/tesl.v10il.611

Аксенова И. Н. Лингводидактический потенциал комплексного задания "Диктоглосс" // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2019. Т. 24. № 180. С. 70-78. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-180-70-78

Антонова Т. В. Диктант в обучении иностранному языку как средство формирования интегрированного навыка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 164-169.

Wajnryb R. Grammar dictation. Oxford University Press, 1990. 132 p.

Загрузки

Опубликован

14.10.2023

Как цитировать

Волкова, Д. А. (2023). УПРАЖНЕНИЕ ДИКТОГЛОСС КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ. Социально-экономическое управление: теория и практика, 19(3), 46–51. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-3-46-51

Выпуск

Раздел

Статьи