УПРАЖНЕНИЕ ДИКТОГЛОСС КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ
DOI:
https://doi.org/10.22213/2618-9763-2023-3-46-51Ключевые слова:
переводческие навыки, обучение иностранным языка, диктоглоссАннотация
Статья посвящена упражнению диктоглосс, его целям, задачам, разновидностям, функциям, и этапам проведения для формирования, развития и автоматизации навыков четырех видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования и письма) при обучении иностранным языкам. Раскрываются особенности и различия подготовки и проведения диктоглосса при работе с учащимися, обладающими различным уровнем языковой подготовки. Особое внимание уделяется применению такого упражнения при формировании, развитии и автоматизации навыков в области письменного и устного перевода. Приведены рекомендации по подбору текстов (их объему и сложности), правилам диктовки и постановки конечной педагогической и переводческой задачи в зависимости от уровня подготовки учащихся. Выявлены различия на третьем (восстановление исходного текста) и четвертом (анализ восстановленного текста) этапах выполнения упражнения с «классической» версией диктоглосса. Проведенный анализ переводческих умений и навыков студентов, обучавшихся по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в Институте переводчиков ИжГТУ имени М. Т. Калашникова с 2010 по 2022 гг. показал, что эффективность выполнения упражнения составляет 30-40 % на начальных этапах работы с диктоглоссом и 99 % и более на этапах сформированности навыков работы по восстановлению текста.Библиографические ссылки
Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справ. пособие. Москва: Дрофа; Cambridge University Press, 2008.
Аксенова И. Н. Лингводидактический потенциал комплексного задания "Диктоглосс" // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2019. Т. 24. № 180. С. 70-78. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-180-70-78
Академик: [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17848 (дата обращения: 08.09.2023).
Баранова Н. А., Игнатенко Э. В. Диктоглосс как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроке английского языка // Концепт. 2016. № S12. С. 1-5. URL: http://e-koncept.ru/2016/76137.htm (дата обращения: 15.09.2023).
Симакова С. М. Роль диктоглосса при обучении иностранному языку в техническом вузе // Педагогический вестник. 2019. № 6. С. 62-64.
Коробейникова Л. Я. Диктоглосс как методический прием реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций. URL: http://www.rusnauka.com/ 10._ENXXIV_2007/Philologia/21821.doc.htm (дата обращения: 10.09.2023).
Vasiljevic Z. Dictogloss as an Interactive Method of Teaching Listening Comprehension to L2 Learners // English Language Teaching. 2010. Vol. 3. No. 1. Pp. 41-52.
Kidd R. Teaching ESL Grammar Through Dictation // TESL Canada Journal. 1992. Vol. 10. #1. Pp. 49-61. DOI: 10.18806/tesl.v10il.611
Аксенова И. Н. Лингводидактический потенциал комплексного задания "Диктоглосс" // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2019. Т. 24. № 180. С. 70-78. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-180-70-78
Антонова Т. В. Диктант в обучении иностранному языку как средство формирования интегрированного навыка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 164-169.
Wajnryb R. Grammar dictation. Oxford University Press, 1990. 132 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Д А Волкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.